Найти тему
ДЕЛА Красноярск

На СВО попали 10 тысяч жителей Красноярского края

Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов накануне выступил перед депутатами Законодательного собрания. В этом году в его отчете появилась отдельная глава о правах красноярцев в период СВО.

Он рассказал о количестве отправившихся на СВО красноярцев, боевых травмах и проблемах, с которыми регион может столкнуться, когда ветераны вернутся домой. ДЕЛА публикуют фрагменты из речи уполномоченного.

    Мобилизованные на юге Красноярского края в сентябре 2022 года перед посадкой в автобусы
Мобилизованные на юге Красноярского края в сентябре 2022 года перед посадкой в автобусы

«В представленном вам докладе, в этой брошюре, теме посвящена отдельная глава – «Права человека в условиях специальной военной операции», – начал рассказ об СВО Денисов.

По состоянию на 15 марта, сообщил он, поступило около 200 документированных обращений от участников операции, их родных и близких.

«Половина этих обращений связана с частичной мобилизацией. Интересно, что в 90% случаев обращались родственники, женщины. Сами солдаты как-то не стремились обращаться.

    Марк Денисов довольно долго говорил о проблемах в связи с СВО, что в публичном пространстве звучит нечасто
Марк Денисов довольно долго говорил о проблемах в связи с СВО, что в публичном пространстве звучит нечасто

Мобилизация в нашей стране не проводилась более 80 лет, опыт ее проведения утрачен. Это, безусловно, сказалось на том, что было много ошибок, неразберихи, особенно на начальном этапе этого мероприятия», – отметил защитник прав населения.

Часть обращений была связана с прохождением военной службы в период СВО и, в частности, об обмене пленными.

Денисов сообщил, что поступило 11 обращений такого рода, обменяли 7 человек.

По поиску без вести пропавших поступило 15 обращений. Установлена судьба шести, двое из которых живы.

Родственники обращались к омбудсмену также по возвращению на родину тел погибших моблизованных. Были и запросы о выплатах боевых, материально-техническом оснащении.

    Палаточный лагерь на пункте сбора резервистов, мобилизованных из Красноярского края, в Новосибирске
Палаточный лагерь на пункте сбора резервистов, мобилизованных из Красноярского края, в Новосибирске

Еще одна проблема – документы. Об этом заявляют те, кто лежит в госпитале.

«У многих, кроме формы 100, никаких документов практически нет. Солдат оставил документы в блиндаже перед атакой, пошел в бой, очнулся уже в госпитале без документов, без сотового, без всего. Или погорело все в подбитой технике», – сообщил Марк Денисов.

Просят его также о восстановлении банковских карт, оформлении доверенностей на близких, помощи по бытовым вопросам.

«Не буду углубляться в подробности, это просто работа. Есть структура, работающая по данной теме более напряженно, результативно. Говорю об этом с одной целью – убедить вас, что хорошо знаю фактаж и знаю изнанку происходящих событий. И с позиции этого знания могу утверждать, что

на втором году СВО мы все еще продолжаем жить в режиме мирного времени», – высказался уполномоченный.

По его словам, в крае до сих пор не налажен учет всех участников боевых действий. Поначалу было решено оставить это за краевым комиссариатом. В результате выпали целые категории – добровольцы, бойцы ЧВК, красноярцы, подписавшие контракт в других регионах, сотрудники силовых структур.

-4

«Год минсоцполитики кивало на военкома, а тот разводил руками. В результате сложилась абсолютно безобразная ситуация, – сказал Денисов. – Жители края вылечились по госпиталям, пришли домой за выплатами, а в ответ услышали: вас нет в наших списках, идите в те регионы, откуда уходили на СВО. А в тех регионах сказали: «Вы не наши жители, вам ничего не положено». Спасибо Сергею Александровичу Пономаренко, который лично вник в эту проблему и помог решить ее».

Последний на сегодня из заявителей, сообщил обмудсмен, получил выплаты только три недели назад.

«Такие ситуации будут повторяться, поэтому предлагаю сформировать единый краевой реестр участников СВО из Красноярского края, включив в него также гражданских служащих, строителей, врачей, спасателей и других лиц, выполняющих задачи в зоне спецоперации. А также ближайших родственников погибших, пропавших без вести, военнослужащих и гражданских лиц», – предложил он.

Также Денисов предложил завести социальные паспорта семьям, где есть участники СВО,

и запустить краевую целевую программу их поддержки, подобную программе для ветеранов, как выразился омбудсмен, «Второй чеченской», которая работала в крае 20 лет назад.

-5

«Сейчас, вообще, принято проводить параллели и с Чечней, и с Афганистаном. Но это неверно в корне. За 10 лет Афганской войны через боевые действия прошло 4,5 тысячи красноярцев. 181 из них погиб, сотни получили ранения. Почти все вернулись с тяжелейшим посттравматическим синдромом, который потом аукнулся и ростом числа суицидов, алкоголизацией, осложнением криминогенной обстановки. Все это получило потом название «Афганский синдром.

По итогам только первого года на СВО, по разным каналам, ушло до 10 тысяч красноярцев.

И по их возвращении, считает Денисов, могут возникнуть похожие проблемы.

Он отметил, что было бы правильно запустить углубленную диспансеризацию для всех вернувшихся с СВО, в ходе которой свое слово сказали не только бы врачи, но и социальные работники, и служба занятости, и клинические психологи. А также открыть центр социально-спортивной адаптации молодых военных инвалидов – например, на базе построенной к Универсиаде «Радуги».

«Такое предложение края, уверен, сегодня будет сегодня услышано федеральным центром», – сообщил Денисов.

Еще один необходимый, полагает он, объект – протезная мастерская, которая раньше «худо-бедно покрывала первичные потребности и афганских, и чеченских ветеранов», но теперь закрыта.

«Между тем основной вид травмы на СВО – это минно-взрывная, с утратой конечности. Это очевидно уже сегодня. Мы к этому как-то готовимся? Или мы будем гонять своих на примерку в другие регионы? Краю необходимо собственное современное протезное производство. Краевая грантовая программа для НКО должна быть в кратчайшее время развернута в сторону поддержки семей и участников СВО и инвалидов... Чего мы ждем?», – высказался уполномоченный и продолжил:

    Уполномоченный Марк Денисов считает, что спорткомплекс «Радуга» и лагерь «Бирюса» надо приспособить под нужды ветеранов СВО
Уполномоченный Марк Денисов считает, что спорткомплекс «Радуга» и лагерь «Бирюса» надо приспособить под нужды ветеранов СВО

«И на «Бирюсе» надо собирать не инициативных грантоедов, а молодых ветеранов. Учить их, как встраиваться в эту жизнь. Я говорю сейчас очевидные вещи. Уверен, что каждый из вас может продолжить этот список предложений. Возможно, стоит провести по этому поводу парламентские слушания».