Мне нет дела до вавилонской богини Иштар, которая однажды вознамерилась поднять мертвых против живых, "чтоб живых пожирали". Меня совершенно не трогает способность Мардука и богини-целительницы Гулы воскрешать мертвых. Да и множество упоминаний о поднятии умерших и воскрешении богов и богинь в греческой мифологии не вызывают глубокого интереса. Но когда речь заходит о воскресении Христа, дело принимает иной оборот.
Апостол Павел, по стечению обстоятельств однажды оказался в Афинах - центре философской мысли и скопище различного рода идей и мнений. Прогуливаясь по городу, осматривая его достопримечательности он испытал возмущение, его монотеистические взгляды получили сильнейших удар при виде множества статуй, посвященных всем представителям греческого пантеона.
Не сказать, что Павел не был знаком с культурой греков, с их воззрениями и разветвленной сетью бытовавших взглядов. Напротив, хорошее образование, знание языков, римское гражданство, автоматически делало известным все тонкости греко-римских легенд и культовой системы. Тем не менее при виде множества изображений и статуй богов и богинь, он возмутился.
Беседую с гражданами Афин, он сумел привлечь к себе внимание, проповедуя о воскресении Иисуса и грядущем суде, и обращая внимание на тщетность человеческих усилий, при создании идолов и тем более упования на их помощь и доброту. Эти речи привели его, не без помощи городских служб в Ареопаг- место городского суда, куда Павел был доставлен для объяснений.
Эта история записана в 17-главе книги Деяний, которая сама по себе интересна и подробно изображает жизнь ранней церкви на пороге становления. Мы же вернемся к Павлу и Ареопагу.
Заявление о воскресении Христа являлось центральной темой, именно эта весть взбудоражила население Афин и заседателей городского суда. Их реакция - "одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время." (Деня. 17:32) является отображением их отношения к собственной мифологии и самым ярким образом демонстрирует, насколько несерьезно они относились к своим сочинениям.
Как я уже упомянул выше, в греческой мифологии идея воскрешения фигурирует наиболее часто, в сравнении с остальной литературой древности. Обратите внимание, слушатели проповеди Павла, насмехаются и издеваются над мыслью, что кто-то может воскреснуть. Это весьма примечательно!
Греческое слово, переведенное, как "насмехались" (ἐχλεύαζον), еще раз встречается в книге Деяний в самом ее начале, когда ученики получили возможность провозглашать весть Евангелия на всех языках, ранее им абсолютно незнакомым. "А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина." (Деян. 2:13) - вот как отреагировали некоторые, когда услышали учеников Христа, говорящих на иных языках.
Смех, раздающийся в амфитеатре, носил скорее издевательский характер. Это был смех людей, испытывающих желание наиболее глубоко уколоть говорившего. Воскресение Христа - такое же, по их мнению, как и в легендарных, но потерявших свое значение, событиях, в которые они уже давно не верили и которые считались сказками для детишек.
Но, именно воскресение Христа стоит особняком. Оно не похоже и не имеет ничего общего с мифами и легендами прошлого.
Всякий слышавший о воскресении Иисуса, налагает на себя ответственность. Эта весть не может пройти мимо, не может остаться просто историей, и не находится в разряде блокбастеров, воздействующей лишь на воображение.
Проповедь Павла о воскресении Христа упирается в нравственный мотив. Он говорит о воскресении в контексте суда, тем самым делая виновными всех, кто не обратил внимания и остался равнодушен.
"Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых." (Деян.17:30-31)
Именно этот мотив разительно отличает евангельские истории о воскресении Иисуса от всего того, что изобрели люди в своих мечтаниях и стремлениях.
Христово воскресение заставляет нервничать, ежиться и стараться спрятаться, всем своим видом демонстрируя равнодущие или всячески издеваясь, как это в свое время сделали заседатели в Ареопаге. Христово воскресение несет в себе надежду и делает счастливым верующего, в нем есть будущее, в котором однажды не будет уже смерти и греха.
Христос жив, и Он грядет судить живых и мертвых.