Жрецы делились на множество рангов или званий, каждое со своими обязанностями и привилегиями, а также разным уровнем доступа к частям храма. Жрецы некоторых рангов работали в храмах, иные работали только в погребальных учреждениях, а некоторые, вероятно, могли работать и там, и там. Один жрец мог нести несколько функций. К примеру, Харуа, жрец эпохи 25-й династии, носил титулы жреца-бальзамировщика Анубиса, жреца всех Жён Бога, распорядителя жрецов ка, и жреца Осириса. Жрецам помогали семдет, рабочая сила нежреческого ранга, представители которой служили храмам в качестве землепашцев, мореходов, кораблестроителей и даже мойщиков золота. Жрецы могли быть уволены с работы. Как гласит текст эпохи Древнего царства: “Любую душу-жреца … которая не будет делать молитвенных подношений, Я заставлю её оставить работу”. Далее следуют описания наиболее важных рангов жрецов.
Уаб. Большинство жрецов носили титул уаб, “чистый”, это был входной ранг в жречество. Были обычные уабы и “великие уабы” (wab aa). Многочисленные уабы были в каждом жреческом учреждении. Многие жрецы начинали как уабы и работали до получения более престижного титула. Жрецы этого ранга не носили характерных платьев или причёсок. Они служили и в храмах, и в гробницах. В погребальном контексте уаб был ответственным за принесение подношений на похоронах и после, периодически принося в гробницу новые подношения.
В храмах уабам поручали принесение подношений, и они часто числились среди персонала, вовлеченного в ежедневные церемонии подношений. Однако, низкий уровень чистоты уабов означал, что они имели лишь ограниченный доступ во внутреннюю часть храма. В Карнаке им не разрешалось заходить в Ах Мену (зал торжеств) Тутмоса III, в отличии от жрецов хем нечер, находившихся там. Несмотря на ограниченный доступ уабов на храмовую территорию, юридические тексты Нового царства содержат упоминания уабов, находившихся во владении собственностью, украденной из храма, что предполагает нарушение ими границ дозволенного доступа (как минимум, они проникли в храмовые хранилища), или они могли получить её от жрецов более высокого ранга.
Несмотря на свой низкий ранг, уабы также заботились о божественной священной лодке во время оракулов. Это бала важная и деликатная точка соприкосновения между храмом и широким обществом, а уабы ощущали ( а может и контролировали) движения лодки, что интерпретировалось как божественное согласие или отказ в ответ на прошение.
И хотя уабов было достаточно много, этот титул был довольно престижным. Записи эпохи Нового царства из храма Хнума на Элефантине описывают заговор среди уабов с целью изгнания одного из своих коллег из их храма (они пренебрежительно упоминают его как “сына того торговца”) и привлечения троих новых членов с их последующим одобрением оракулом (над которым уабы могли осуществлять контроль).
Хем-ка. Буквально переводится “служитель ка”. Это были жрецы низкого ранга, которые приносили еду и другие подношения во время похоронных ритуалов. Они так же не отличались специфическим одеянием. Их можно отличить на изображениях из гробниц только по характеру их действий и подписям, обозначающим ранг.
Эти жрецы служили в качестве попечителей, душеприказчиков, действующих на основании завещаний умерших, их задачей было проконтролировать ежедневное приношение даров к гробницам завещателей. Записи, особенно эпохи Древнего царства, показывают законодательные установления, которые должны были соблюдать жрецы ка. Прежде всего, они не имели права перемещать какое-либо приношение в гробницу другого человека. Можно предположить, что их обязанности вполне могли вовлечь самих жрецов ка в семейные споры. Текст из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре (5-я династия) содержит инструкции для жрецов ка:
Касательно тех [жрецов], которые имеют дело с молитвенными подношениями за нас и которые действуют от нашего имени в некрополях: они не должны позволять нашим детям, нашим жёнам или любым другим людям иметь над ними власть.
Видимо, между этими священниками были разногласия, потому что текст продолжается так:
Касательно любого [ка] жреца, который начнёт судопроизводство против своих собратьев, будь то жалоба по поводу несения его обязанностей или подготовка документа о прекращении молитвенных подношений от хозяина гробницы: все эти обязанности должны быть отобраны у него и даны тому [ка] жрецу, против которого он начал судопроизводство.
Ранг ка жреца мог быть передан по наследству. В текстах особо подчёркивается, что “они должны передать своим детям то, что является их обязанностями ка жрецов”.
Жрец-чтец (хэри хеб). Этих жрецов отличала способность к чтению, и их основной обязанностью было чтение специальных религиозных текстов в храме и при похоронных ритуалах. Чтец носил отличительный пояс, который шел от плеча до бедра. В эпоху Древнего царства чтецы обычно были членами царской семьи, знаком престижа этой профессии, но начиная со Среднего царства, перечень избираемых кандидатов был расширен и включал любого грамотного мужчину. Поскольку они были грамотными, этот класс жрецов считался хранителями специального знания (относящегося к сешта, что обычно переводится как “таинства” или “мистерии”). Заклинание 15B из Книги Мёртвых предписывает умершему совершить некоторые действия “чтобы никто не видел, в стороне от того, кто тебе действительно близок и жреца-чтеца”.
Чтецы играли важную роль при похоронном обряде, т.к. должны были читать заклинания, которые ведут душу умершего от смерти до её превращения в ах (преображённый дух). В гробнице 6-й династии чтец упомянут как тот, “кто будет совершать обряды преображения для ах в соответствии с теми секретными писаниями, которые отвечают навыкам жреца-чтеца”. В погребальных сценах чтецы изображены сопровождающими саркофаг, часто они держат в руках папирус, с которого читают.
Чтецы также играли ключевую роль в египетской администрации. Тексты, описывающие коронацию фараона, утверждают что жрец-чтец был ответственным за объявление тронного имени (имени фараона, получаемого при восхождении на трон). Текст эпохи Хатшепсут (18-я династия) сообщает: “Они [жрецы-чтецы] провозгласили её имена Верхнего и Нижнего Египта, потому что бог сделал так, чтобы в их сердцах было имя ее в соответствии с теми формами, которые он создал раньше”. Чтецам также поручали объявлять результат оракулов, в частности движения священной лодки (находящейся в непосредственной ответственности уабов), показывающей божественное одобрение или неодобрение.
Отец Бога (ит нечер). Класс жрецов, известный как Отцы Бога, не носили отличительной одежды. Они упомянуты как в храмовом, так и в погребальном контексте, где они с другими жрецами участвовали в ритуалах ежедневных подношений и подношений за душу умершего. У них была организованная иерархия со ступенями Первого, Второго и Третьего Отца Бога, чаще всего они ассоциированы с культами таких богов как Мин, Амун и Птах. Титул чаще всего встречается в текстах храмовой администрации эпохи Нового царства (обычно вместе с титулами уабов и жрецов-чтецов). Отцы Бога известны с Древнего царства, когда титул был ассоциирован с мужчиной, относящемся к царской семье, который был отцом-в-законе действующего царя, или реже сыном-в-законе. С заката 18-й династии титул изображает особый тип жреца и более не означает, что его носитель имеет отношение к царской семье.
В административных текстах Нового царства, Отцы Бога ассоциируются с доставкой еды и предметов снабжения в храм и инспекцией храмовой собственности. Так, в одном папирусе они сообщают царю, что какая-то храмовая собственность была украдена. По крайней мере, в некоторых случаях, этот ранг жрецов был напрямую вовлечён в церемонии ежедневных подношений; в Карнаке есть отсылки на то, что они “открывают небесные врата” (т.е. святилища бога), и “снимают покров с божественного лица” – всё это важные части церемонии подношения.Она также осуществляли подношения к статуям внутри храма. Автобиография Небнечеру (22-я династия) призывает Отцов Бога давать воду его статуе “каждый день, бесконечно”.
Жрецы Сем. Их можно опознать по одежде из шкуры леопарда и по их волосам, у них есть нечто, напоминающее пейсы. Папирус Жюмиляк (назван по фамилии человека, продавшего папирус в музей Лувра – прим. перев.), датируемый Птолемеевской эпохой (ок. 300 г. до н.э.) пытается объяснить значение леопардовой шкуры через миф, упоминающий проступки бога Сетха. Как сказано в папирусе, Сетх атаковал Осириса, а потом превратился в леопарда. Бог Анубис победил Сетха и затем заклеймил его шкуру пятнами, следовательно такое одеяние напоминает о победе над Сетхом.
Жрецы Сем упоминаются с эпохи Раннего царства. Они участвовали в храмовых службах и погребальных процессиях. Некоторые жрецы сем относились к культу конкретного бога, так есть упоминания сем’ов Анубиса и Хнума. Этот титул мог срчетаться с другими жреческими титулами. Возможно, их статус был очень престижным, об этом говорит тот факт, что Хемуас, сын Рамсеса II, дал своему жреческому титулу приоритет над титулом “сына царя”.
Сем осуществлял руководство над ритуалом отверзания уст в похоронном процессе, во время которого он касался лица мумии специальными предметами, чтобы оживить чувства умершего в загробной жизни. Он проводит тот же ритуал на статуях, наполняя их духом персоны, которую они изображали, и позволяя им тем самым действовать как суррогаты за того, кто заказал этот образ.
Административные тексты храмов Нового царства показывают, что сем был видной персоной и у каждого храма был лишь один свой сем. С середины 18-й династии до правления Рамсеса II (19-я династия) сем действовал как Первый Жрец (хем нечер тепи). Он наблюдал за храмовыми землями, жрецами и ремесленниками. В записях о забастовке ремесленников, случившейся в эпоху Рамсеса III, именно жрец сем принял неудачное решение не осуществить немедленное предоставление рациона хлеба требующим. Сем также служил в органе под названием “Великий Совет Фив”.
Жрец Иунмутеф. Этот жрец тоже носил робу из леопардовой шкуры и пейсы как сем. Название этого ранга похоронного жреца означает буквально “столп его матери”, возможно это отсылка к его отношению к культу богини неба, чьё тело формировало небесные врата. Иунмутефы ассоциировались с личными и царскими погребальными культами.
Хем Нечер. До недавних пор хем нечер, что значит “Служитель Бога”, понимался как “пророк”, но теперь такой интерпретации избегают из-за её иудео-христианских оттенков. Теперь он больше понимается как “жрец”. Жрецы хем нечеру заботились о ресурсах, используемых для ритулов ежедневных подношений. Эта функция наеляла их существенной экономической властью, так как храмы потребляли много еды и других ресурсов. Эти жрецы были поделены на возрастающие ранги c Четвёртого по Первого Жреца. В то время как могло быть несколько Четвёртых и Третьих Жрецов одновременно, был всегда только один Второй и Первый Жрец. Есть также один пример женщины Первого Жреца Амуна, Нитокрис эпохи 26-й династии. Извнстный с эпохи Древнего царства, Верховный Жрец был также местным губернатором, что показывало экономическую власть этого поста. Хем нечер имел доступ во внутренние части храма. Некоторое из Первых Жрецов имели дополнение к титулу, которое указывало, какому конкретно богу они служат. Первый Жрец служащий Птаху был патроном над ремесленниками и звался “Великим начальником всех ремесленников”. Он носил одежду, украшенную звёздами.
Низшие ранги хем нечеру были ответственны за обязанности в святилищах храмов. Ждед-хонсу-иуф-анх, который был Четвёртым жрецом Амуна, был ответственным за одевание божественной статуи и подготовку пространства святилища, он был также главным раскуривателем благовоний перед богом. Небнечеру (22-я династия), хем нечер Амуна в Карнаке, был ответственным за открывание дверей божественного святилища: “так что я видел его [бога] форму на светлой земле”.
В эпоху Нового царства и в Третий переходный период Первый жрец Амуна был среди самых властных фигур в стране, часто соперничая с царём, потому что он управлял широкими владениями бога Амуна, простиравшимися по всей стране. Он также управлял храмовыми пахотными землями и животноводческими учреждениями и осуществлял надзор за семдет, которые производили все те блага, которые составляли экономическую опору храмов Амуна. Когда Рамсес II назначил Небуненефа Первым жрецом Амуна, он описал ответственности этого назначения так: “Я вверил ему весь придворный персонал, начальника над солдатами … жрецов [хем нечер] богов и сановников дома”. Первый жрец должен был быть “главной двойного дома серебра и золота, главой двойного зернохранилища, начальником работ, начальником всех профессий в Фивах … дом Амуна поворачивался к нему так же, как и вся его собственность и его народ”. Политическая власть этого поста, даже не касаясь того, что Первый жрец был “начальником над солдатами”, демонстрировалась ещё тем фактом, что именно Четвёртый жрец Амуна, Монтуэмхет, был тем, кто сдал Фивы ассирийцам в 663 г. до н.э. Многие хем нечеру, имевшие разные ранги, смогли накопить огромное личное состояние, на что указывают их богато декорированные гробницы в западных Фивах.
Первый жрец храма выбирался царём. Обычно он поднимался по жреческой иерархии конкретного института, но в некоторых случаях он приходил извне. К примеру, Небуненеф (19-я династия) был назначен Первым жрецом Амуна будучи до этого Первым жрецом Онуриса в Дендере. Его назначениебыло также подтверждено оракулом, вероятно для того, чтобы он был легче принят своими коллегами. В своей автобиографии другой Первый жрец Амона, Бакенхонсу (19-я династия), утверждал, что он начинал как низкий уаб и через 4 года был повышен в ранге до Отца Бога. Через 12 лет после этого, он стал Третьим жрецом, а потом, спустя ещё 15 лет, Вторым жрецом Амуна. Спустя ещё 12 лет, он был наконец назначен Первым жрецом, к этому посту он шёл 27 лет. Его жреческая карьера продлилась около 70 лет и завершилась лишь со смертью. Другие жрецы не имели такого карьерного пути. Амунемхет, живший в правление Аменхотепа II или Тутмоса IV (18 династия) был низким уабом более 50 лет, лишь потом его возвели в ранг Отца Бога. А несколькими годами позже он был назначен Первым жрецом Амуна.
Источник: Emily Teeter. Religion and Ritual in Ancient Egypt (pp. 19-27)
Перевод: © Артём Тюрин, 2019