Если "Вам и не снилось" (1980) до сих пор вызывает восторги и дискуссии, то споры вокруг первого советского киноопыта на тему нежных чувств у десятиклассников и конфликта из-за вмешательства взрослых давным-давно утихли, а сам фильм "А если это любовь?" (1961) сейчас представляет скорей исторический интерес. Как никак дебютная роль Андрея Миронова и вторая (вновь главная) у Жанны Прохоренко!..
В то же время, параллель между обеими картинами позволяет понять насколько далеко за те два десятилетия советское общество успело уйти от пуританских нравов, царивших в 1950-е. Во всяком случае в том виде, как их решили продемонстрировать режиссёр и актёры. Не без плакатности и с изрядной порцией театрального мелодраматизма, как раз и придающих фильму архаичность (на мой взгляд).
А что может лучше передать аутентичность восприятия 60-летней давности, как не представленный ниже отзыв, напечатанный 21 марта 1962 года в молодежной газете вскоре после кинопремьеры! И смутившее в нём кинозрительницу расскажет о той эпохе побольше прочего. Опять же оборот "нетипично" из лексикона тов. Огурцова...
ЗА ВЗРОСЛЫХ В ОБИДЕ
Уже само название нового фильма «А если это любовь?» заинтересовывает. И неудивительно, что в кинотеатре, где начали его демонстрацию, от зрителей отбою нет. Идут и пожилые люди, и молодёжь, в том числе и школьники.
Ожидания оправдываются. Фильм волнует, заставляет размышлять, спорить.
Авторы сценария И. Ольшанский, Н. Руднева и Ю. Райзман в известном смысле — смелые люди. Они решились высказаться по поводу самого сложного и спорного — воспитания старшеклассников.
Все, кто уже успел кончить школу, знают, как подчас нетерпимо педагоги и родители относятся к дружбе между мальчиком и девочкой, юношей и девушкой, как старательно избегают отвечать на любые вопросы ребят, связанные со «страшным» словом — любовь. Фильм «А если это любовь?» обнажает всю опасность этой ханжеской морали, калечащей юные души. Грустная история о дружбе Ксени Завьяловой и Бориса Рамзина, рассказанная кинематографистами, взывает к большей чуткости, когда речь идёт о рождении первого робкого чувства, взывает страстно, искренне, справедливо. И в этом одно из достоинств фильма.
Однако целью этой статьи не является выяснение всего того, что есть в фильме качественного и некачественного. Нам хотелось бы обратить внимание читателя на две вещи. И первая из них — образы педагогов в фильме. Да, нельзя не согласиться с тем, что такие педагоги, как учительница немецкого языка Марья Павловна, грубый, чёрствый человек, ещё встречаются, к великому сожалению, в наших школах. Но мы знаем и другое: таких немного, они — досадное исключение. Абсолютное большинство советских педагогов — люди большого сердца, умные и отзывчивые. Вот и ждали мы, зрители, кого же авторы фильма противопоставят злой силе Марьи Павловны.
Оказывается, прямой противоположностью учительницы немецкого языка является молоденькая темпераментная Людмила Николаевна. Мы уже не говорим о явном шаблоне данной параллели. Нас удивило другое —откровенная беспомощность «лагеря» противников Марьи Павловны, в который входят и директор школы, отличный тип в исполнении актрисы М. Дурасовой, но неоправданно нелепая фигура в общем сюжете фильма. Вольно или невольно авторы сгустили краски, и получалась хоть живописная, но весьма угрожающая картина, говорящая о том, что с кадрами преподавателей в наших школах далеко не благополучно.
Жизнь, однако, говорит совсем о другом.
Вообще надо заметить особую «нелюбовь» сценаристов и постановщиков к своим взрослым героям. Почти все они — люди жёстокие, злые, либо глупые, либо равнодушные, которые все свои усилия направляют лишь на то, чтобы чем-то досадить юным героям, заставить их переживать, плакать. К этой категории относятся, кроме уже известной учительницы немецкого языка, мать Ксени, отец Бориса, тётка-склочница с их двора, опять же директор.
И нам кажется, что такая позиция авторов фильма тоже не совсем верна, потому что не отражает действительного положения вещей. Конечно, ситуация, подобная той, которая положена в основу фильма, может встретиться в жизни. Но именно встретиться. А ведь фильм — это художественное произведение, его правда — в типичности.
В связи со всем этим, несколько слов хочется оказать о главных героях фильма — Ксене и Борисе. Они юные, чистые, непосредственные, и этим завоёвывают сердца, заставляют волноваться за свою судьбу. Но чем глубже вдумываешься в эти два образа, тем больше задаешься вопросом: «А почему, однако, взрослые люди должны были абсолютно верить в то, что Ксеня и Борис не способны на необдуманный поступок?» Между тем, фильм не дает убедительного ответа на этот вопрос. Ведь сказать о том, что Ксеня и Борис хороши своей юностыо, непосредственностью — сказать очень мало.
Повторяем, наши замечания о фильме «А если это любовь?» ни в коей мере не претендуют на анализ этого без сомнения интересного произведения киноискусства, но мы считали нужным поделиться ими с читателями нашей газеты к услышать в ответ их мнение о новом фильме московской студии.
Л. БЕЛЯЕВА
(с) пролог, OCR и подготовка оригинального текста — Albert Magnus (специально для kin0guru)
А с кем Вы больше согласны?
Ваши лайки и комментарии поспособствуют дальнейшему развитию этого дзен-канала