Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Специалист работает в схема-терапии: чего мне ожидать?

Введение

В этой статье я расскажу, чего ожидать клиенту от консультаций в методе схема-терапии. Этот текст поможет вам понять особенности такого подхода, сориентироваться насколько он вам близок. В нём отражены некоторые общие характеристики когнитивно-поведенческой терапии, поэтому, если вы не читали эту мою статью: https://www.b17.ru/article/416781/, то можно ознакомиться и с ней.

Статья вышла большой, если вам достаточно общих положений, можете прочитать лишь разделы «Краткое изложение сути подхода», «Цели и особенности консультаций».

Истоки направления

Схема-терапия появилась в конце XX века. Этот метод разработал и предложил американский психолог Джефри Янг – ученик и коллега Аарона Бека, автора когнитивной терапии. Вместе они искали способы преодоления затруднений, что возникали при работе устоявшимися приёмами. Найденные ответы подвели Джефри Янга к формулированию новых принципов оказания помощи, далее они легли в основу модели схема-терапии. Разрешению трудностей помогло включение в структуру когнитивно-поведенческой работы идей и методик из других направлений психологии, в том числе из психоанализа, гештальт-терапии, теории привязанности и транзактного анализа.

Кто использует подход схема-терапии?

Принципы схема-терапии могут применять психотерапевты, психологи, педагоги и некоторые другие специалисты.

Я как психолог остаюсь в рамках правил оказания психологической помощи, философии схема-терапии. Бывает, что вместе со мной клиенту помогает врач (психиатр или психотерапевт), который выявляет расстройство и оказывает медикаментозную поддержку, даёт врачебные предписания.

Краткое изложение сути подхода

Одна из базисных идей схема-терапии – это представление, согласно которому причины наиболее сложных для нас вопросов находятся в детстве. Прежде всего, речь идёт о неадекватном удовлетворении базовых потребностей ребёнка, оно может быть недостаточным или чрезмерным, идущим в ущерб других потребностей, а иногда и сочетанием того и другого по отношению к разным потребностям или даже к одной. Какие-то нарушения для нас очевидны, например, эпизоды насилия («Моё детство было тяжёлым»), какие-то незаметны, расцениваются в качестве обычных явлений («Нормальное детство, как у всех. Ничего такого»). Если обобщённо, то такое нарушение адекватного удовлетворения потребностей приводит к сложностям их удовлетворения во взрослом возрасте. При этом понимание этих причин не является достаточным основанием для перемен. Без этого понимания взгляд на нас самих будет неполным, но принципиальное значение для изменений к лучшему имеет также и успешная работа с последствиями этих причин, то есть с механизмами возникновения затруднений. И тогда основная цель – преодолев эти последствия, научиться удовлетворять потребности в настоящем и будущем. Мы не можем удовлетворить все свои потребности на сто процентов, но можно достигать достаточного уровня их удовлетворённости и нормального уровня нашего состояния, когда сил психики и организма вполне хватает для совладания с имеющимся дефицитом.

Получается, что конечные цели схема-терапии могут выходить за рамки изначального ожидания – разрешение какого-то конкретного вопроса. Этот метод про погружение в свою историю, обнаружение новых желаемых развилок на жизненном пути. Хочу подчеркнуть, что цели и рамки работы обсуждаются, навязывание их с моей стороны не допустимо. Вместе с этим, если для вас по каким-то причинам выход за пределы конкретной ситуации является неприемлемым решением, то можно рассмотреть другие подходы.

О потребностях

Чтобы лучше узнать этот метод, и чего стоит ожидать на встречах, необходимо прояснить значение понятия «потребности».

Если кратко, потребности – это то, в чём мы нуждаемся как люди. Так как эта тема сложна для изучения, существует множество концепций и классификаций потребностей, и в самой схема-терапии это обсуждаемый вопрос. Сейчас своими словами я обозначу несколько общепринятых групп потребностей:

1) Нам важно быть в безопасности с другими, ощущать стабильную связь с ними, чувствовать себя ценными;

2) Наравне с выше отмеченными потребностями нам важно осознавать и понимать себя, развивать свои взгляды и компетенции, проявлять самостоятельность и независимость;

3) Нам важно уметь регулировать своё состояние, свою жизнь, не перекладывая ответственность за это на других (когда ключевой способ, чтобы я почувствовал себя лучше – это «переделка» других, мира в целом);

4) Нам важно выражать свои чувства и потребности в отношениях с другими;

5) Оставаясь частью общества, носителями объединяющих ценностей и правил, нам важно иметь место и для спонтанности, проявления своей индивидуальности.

Как вы видите, потребности могут быть разнонаправленными: то от себя к другим, то от других к себе; и это нормально. Как раз потеря каких-то направлений делает нас слишком одномерными. Или роботами, что обслуживают других, или пришельцами, которым неуютно здесь, или захватчиками этого мира и т.д.

Последствия неадекватного удовлетворения потребностей

Согласно концепции схема-терапии, в ответ на удовлетворение или неадекватное удовлетворение потребностей в детстве формируются позитивные или негативные схемы. Схема – это комплекс эмоций, чувств, телесных ощущений, убеждений (осознаваемых и неосознаваемых), воспоминаний и фантазий. Позитивные схемы помогают нам, а негативные через последствия в нашем поведении приводят к блокировке удовлетворения тех или иных потребностей, то есть формируется замкнутый круг: неудовлетворённая или чрезмерно удовлетворённая потребность–схема–проявление схемы в поведении–сохранение/нарастание затруднений удовлетворения потребности.

Принято выделять порядка двадцати ранних дезадаптивных схем. Их разбивают на пять групп, то есть по количеству групп потребностей: нарушение связи с другими (в том числе через самоотвержение); нарушение автономии (самостоятельности); нарушение границ с другими; проблемы направленности на других (созависимость и подобные проявления); сверхконтроль и запреты.

Подчеркну, что сами схемы не являются нашим поведением – это внутренние проявления, например, чувство удовлетворённости, уважения себя или, напротив, часто возникающее или фоновое ощущение собственной никчёмности. Негативные схемы бывают первичными, то есть возникают вслед за нарушением удовлетворения потребностей, а бывают обусловленными, когда направлены на компенсацию проблем, что вызваны первичными схемами, допустим, поиск одобрения, чтобы справится с недовольством собой. Негативные схемы поддерживают сами себя, например, как правило, их последствия (проблемное поведение) человек использует для подкрепления убеждений схем («После того, как я бросил вуз, у меня уже не было сомнений, что я никчёмный») и т.д.

Последствия действия схем

Важно сказать, что схемы не всегда активны, необходим некий триггер. Активация схем приводит к возникновению ряда негативных проявлений в поведении, как внутреннем (с собой), так и внешнем. Их принято делить на три стратегии: 1) капитуляция перед схемой, когда человек верит своим ощущениям и действует соответствующим образом, например, не борется за свои права; 2) гиперкомпенсация, когда человек проявляет обратное и чрезмерное поведение, например, утверждается за счёт подавления другого (он производит впечатление сильного, уверенного, но им движет выраженная скрываемая уязвимость); 3) избегание, когда даже ценой собственного благополучия человек избегает ситуаций активности схем, борется с их проявлениями через подавление чувств, их «замораживание».

Эти стратегии делят на режимы (чаще переживания и внутреннее поведение, например, самоунижение) и копинги (неадаптивное внешнее поведение). Вместе с этим существуют позитивные режимы и копинги, что являются проявлениями позитивных схем, то есть имеют другой источник. Иногда человек путает новые проявления негативных схем с проявлениями позитивных, например, развивающуюся способность обесценивать других и манипулировать ими воспринимает как победу над своим робким, застенчивым поведением, хотя это всё звенья одной цепи (робость, обесценивание, манипуляции), так, и в жизни одного человека одна и та же схема может иметь многогранные проявления, тем более, одни и те же схемы могут выглядеть по-разному у разных людей.

Цели и особенности консультаций

С первой нашей встречи я начинаю создавать карту вашей истории и формулировать гипотезы относительно причин сложностей, возможных путей решения. При этом я делюсь своим взглядом с вами, мы его обсуждаем и развиваем на протяжение последующего взаимодействия: цели и задачи, стратегии и тактики работы. Также в начале консультаций есть место для разносторонней диагностики (беседа, тесты, ролевые упражнения) и для психообразовательного блока, который и помогает говорить на одном языке, даёт вам новые способы понимания себя и своих вопросов. Если говорить о языке, в схема-терапии часто принято использовать «обратный перевод»: после ознакомления с терминами подхода могут выбираться эквивалентные привычные слова, то есть изначальные ваши формулировки в конечном счёте не заменяются на книжные термины, а корректируются с оглядкой на новые знания, например, не «капитуляция перед схемой», а «доверие возникшим чувствам».

Общие цели взаимодействия: связать свою историю с актуальными и потенциальными сложностями; прояснить и осознать реальные желания, потребности; по-новому взглянуть на привычные переживания и устоявшееся поведение, текущие затруднения; найти новые формы взаимодействия с собой и другими, то есть заменить мешающие, спорные способы на более эффективные и безопасные, раскрыть возможности своей личности и т.д.

По ходу консультаций используются разные инструменты и техники, не только беседа. Это делается для доступа к тому, что слабо осознаётся или подзабыто, хотя до сих пор оказывает влияние, для лучшего понимания своих переживаний, контакта с ними, для получения нового эмоционального опыта (даже касаемо прежних событий, например, в ролевой игре можно пережить события в том виде, как бы этого хотелось исходя из потребностей, так мы лучше осознаём действующие схемы и поддерживаем позитивные, избавляемся от однобокого взгляда, продиктованного дефицитом, травмой). Конечно, у этого есть и своя сложность: бывает трудным включать в поток переживаний и прежний неприятный опыт, как иногда говорят: «И так проблем хватает». Но это включение проходит бережно, обдуманно и по итогу приводит к освобождению, а не к нагромождению.

Важны и отношения, что возникают между вами и мной, через них вы получаете новый опыт самораскрытия, удовлетворения потребностей, взаимодействия. Поэтому я на встречах не только специалист, но и «просто человек», внимательный свидетель вашей истории, живой собеседник.

Есть ещё один нюанс, о котором стоит сказать – для достижения изменений важна ваша активность и вне встреч, для этого обсуждаются возможные направления такой активности, проясняются её результаты. Именно благодаря такому переносу в жизнь новых идей, открытий, нового опыта вы можете менять свою жизнь, сохраняя и укрепляя свою самостоятельность.

На этом я завершаю обзорную статью.

Благодарю за внимание, клинический психолог Александр Чеботарёв

Автор: Чеботарёв Александр Павлович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru