Найти тему

«Касатка. Новый полет»: премьера в Молодежном театре на Фонтанке

8 и 9 марта в Молодежном театре на Фонтанке прошли премьерные показы обновленного спектакля «Касатка», получившего название «Касатка. Новый полет».

Фото Юлии Кудряшовой
Фото Юлии Кудряшовой

«Касатка» являлась практически визитной карточкой Молодежного театра. Премьера состоялась в далеком 1999 г., и за 22 года постановка не наскучила зрителю, напротив, билеты на нее разлетались быстрее горячих пирожков. Оттого постоянный зритель с болью в сердце воспринял новость о том, что спектакль будет снят с репертуара 1 декабря 2021 г… Однако горевали театралы недолго, ведь 8 марта 2023 г. театр вернул легендарную постановку, обновив состав и дав ей чуть измененное название – «Касатка. Новый полет».

Перед премьерой режиссер-постановщик, Семён Спивак, попросил зрителей не сравнивать два спектакля, а призвал открыться новому и поддержать артистов. К слову, из прежнего состава в нынешнем остались Сергей Барковский (Абрам Алексеевич Желтухин), Елена Соловьева (Анна Аполлосовна), Алексей Одинг (матрос Панкрат) и Татьяна Григорьева в роли Варвары Ивановны Долговой. Правда, теперь у князя Бельского две тети, второй выступает Регина Щукина.

Спектакль поставлен по лирической комедии Алексея Толстого, написанной в 1916 г. Жанр спектакля постановщики определяют как «комедия о любви». Однако стоит предупредить театралов, еще не знакомых со спектаклем: не стоит ждать от «Касатки. Новый полет» гомерического хохота, как, к примеру, в другой постановке театра «#Женитьба_net». Безусловно, здесь есть, где и над чем посмеяться, однако акцент смещен в сторону философских мыслей и рассуждений, так что у зрителя не получится прийти на «Касатку. Новый полет» в надежде расслабиться.

И тому есть объяснение. Действительно, сложно бездумно и заливисто смеяться, когда перед тобою разворачивается настоящая драма, драма во всех смыслах и различных декорациях: сначала перед нами предстают уже ни во что не верящие, опустившиеся и отправленные в утиль бывшая звезда Касатка (Алиса Варова), разорившийся князь Бельский (Андрей Кузнецов) и приживала Абрам Алексеевич Желтухин (Сергей Барковский), затем – они же отправляются в деревню на свадьбу двух молодых людей Ильи (Александр Тихановский) и Раисы (Василина Кириллова) по приглашению тетушки князя и находят там «истинную» любовь.

Фото Юлии Кудряшовой
Фото Юлии Кудряшовой

Поиск себя, новых ощущений и новых чувств – этим заняты все без исключения персонажи, независимо от возраста, статуса, положения. Так, Желтухин ищет любовь по расчету, Раиса покупается на новое и неизведанное, Илья мечтает о журавле в небе, а Бельский с Касаткой просто бросаются в омут новых страстей от скуки и пресыщенности. Как результат, распадаются одни пары и образуются другие. Многие критики и зрители говорят об истинных чувствах, зародившихся в новых парах. Однако мы этого увидеть не смогли. Например, сложно поверить в настоящую любовь со стороны Марьи Семеновны, которая сначала говорит, что по-настоящему любила только Анатолия Петровича, а затем, в деревне, где нечем заняться, встретив давнего поклонника, отвергнутого ею несколько лет назад, вдруг понимает, что всегда любила только его. Не менее сомнительно выглядят вспыхнувшие чувства Бельского к Раисе. Князь жил с Касаткой, волочился за блондинкой, и лишь в деревне прозрел, увидев юную деревенскую девушку. Раиса, в свою очередь, мало что видевшая в жизни, теряет свою юную голову от прожженного ловеласа Бельского, вышедшего на очередную охоту дабы хоть как-то развлечься в сельской глуши. Пожалуй, единственный, в любовь которого веришь – это Илья. Поклонник Касатки, осмеянный ею в Петербурге, встретившись с нею вне сцены, проходит все этапы – от ненависти до любви. Он не кидается в омут страстей, а следует законам чести и морали, как бы тяжело это ни было для него. И он – последний, кто позволяет себе отдаться чувствам.

В первом спектакле – «Касатка» – зрители полюбили, пожалуй, главную его декорацию – раскидистое дерево с яблоками, вокруг которого, на поклонах, собираются артисты. Насколько ненастоящей является яблоня с ее плодами несмотря на всю свою красоту, настолько же фальшивы чувства всех героев. Что послужило причиной «не верю»? Хочется верить, что первоисточник.

Разбавляет разворачивающуюся на сцене драму вкрапляемый юмор, главными источниками которого являются Желтухин и Варвара Ивановна Долгова (Регина Щукина). Абрам Алексеевич то пытается помирить молодых, то свою судьбу строит, а в перерывах между делами не прочь перекусить да рюмочку пропустить. Варвара Ивановна, напротив, слишком серьезно ко всему подходит, что приводит к противоположному результату, а в моменты отчаяния залихватски опрокидывает стопочку-другую. Пожалуй, без этих двух героев все происходящее скатилось бы в трехчасовую мыльную оперу, они же стали лучами света в царстве драмы и уныния.

Один из героев в какой-то момент восклицает: «Тоска на душе!». На наш взгляд, все поступки персонажей в «Касатке. Новый полет» продиктованы данным девизом, и они заражают этим и тебя, так что и ты выходишь из зала с тоской на душе. Комедия о любви? Мы бы поспорили с таким определением жанра спектакля. Однако каждый зритель вправе сам решать, о чем повествует данная постановка.

Статья написана мною и опубликована в арт-журнале "ОКОЛО".