Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Учимся с экспертом грамотно защищать свои права

Фото: автора и depositphotos.com
Фото: автора и depositphotos.com

Защищать свои права должен уметь каждый, вне зависимости от того, где это приходится делать. Но, как показывает практика, в сфере потребления мы с вами зачастую не знаем, что предпринять в той или иной конфликтной ситуации. И этим, к сожалению, могут воспользоваться. В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителя «МП» вместе с заместителем председателя правления Регионального общества защиты потребителей Евгением Широким ответим на самые популярные вопросы.

Евгений Широкий
Евгений Широкий

Но для начала давайте разберемся, на какие сферы распространяется защита прав потребителей помимо торговли и общепита. Входят ли туда медицинские, образовательные, туристические, жилищно-коммунальные и прочие услуги?

—  Действие Закона «О защите прав потребителей» распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров, — поясняет Евгений Широкий.

1 января 1994 года в Республике Беларусь был принят Закон «О защите прав потребителей».

В данный список попадает любой договор по оказанию услуг, в котором есть «Заказчик» и «Исполнитель». Это же относится и к интернет-магазинам.

Верните деньги!

Недавние случаи с платформой Wildberries вызвали шквал негодования у пользователей, ими неоднократно подавались жалобы в МАРТ. Что делать, если возникают проблемы с интернет-магазином? Например, имеет ли право платформа Wildberries отказывать в возврате средств за товар (не подошел по размеру, цвету, плохого качества, есть брак и т. д.)?

В настоящее время самой крупной международная организацией потребителей считается Consumers International (CI)

—  Первое, на что необходимо обратить внимание: требование о расторжении договора и возврате средств за товар должно быть предъявлено именно продавцу товара, —  подчеркивает Евгений Широкий. —  Ранее Wildberries в Республике Беларусь являлся лишь платформой, используя которую, субъекты хозяйствования реализовывали свою продукцию. В этом случае заявлять требование владельцу платформы неправомерно. Но с недавнего времени продавцом всех товаров на платформе Wildberries, в сегменте белорусской доменной зоны by, выступает зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо.

Допустим, вы хотите вернуть вещь, которая вам не понравилась по цвету, фасону (но качественную), и она входит в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. Здесь отказ продавца также будет правомерен. Но если же мы говорим о товаре ненадлежащего качества, с подтвержденным недостатком, то продавец обязан удовлетворить ваше требование о расторжении договора розничной купли-продажи и вернуть уплаченную за товар денежную сумму.

Плохо обслужили

Итак, с интернет-магазинами разобрались. Но что делать, если не в деньгах дело, а, к примеру, речь идет о ненадлежащем обслуживании или плохом качестве предоставляемой услуги?

—  Есть ли смысл держать книгу жалоб в заведениях? Как проверяется этот документ?

—  Безусловно, да! Законодательством жестко регулируется порядок выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений. Контролирующими (надзорными) органами проверяется соблюдение организациями и ИП этого порядка. Если выявляются нарушения требований закона Республики Беларусь по ведению книги, рассмотрению изложенных в ней замечаний и предложений, в книгу вносятся соответствующие записи.

—  То есть требовать книгу жалоб в случае возникновения конфликта, при нарушении прав потребителя, можно и нужно. А что с финансовой стороной вопроса? Имею ли я право не платить, если мне предоставлена некачественная услуга (есть нарекания по поводу ремонта, подали плохо приготовленное блюдо, повреждена одежда в химчистке и т. д.)?

—  К сожалению, нет. Услуга должна быть оплачена, —  говорит заместитель председателя. —  Согласно договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик обязуется их оплатить. Однако когда потребитель видит, что услуга была оказана некачественно, то имеет право потребовать расторгнуть договор и вернуть деньги, если в течение 14 дней недостатки в оказании услуги не устранены исполнителем.

Разбили —  заплатили

—  Рассмотрим ситуацию прямо противоположную, когда возмещения требуют с тебя. Должна ли я оплатить случайно разбитую бутылку алкоголя или другой поврежденный мной товар в магазине? Как отстоять свою позицию? Правда ли, что за нарушения правил выкладки товара на витрины можно привлечь к ответственности продавца?

—  Выкладка товара в торговом объекте должна производиться с соблюдением норм и быть безопасной. Если покупатель случайно разбил товар, стоящий на стеллаже, при этом все нормы соблюдены: стеллаж надежно закреплен и эксплуатируется по правилам, ширина между проходами достаточная, —  он обязан возместить ущерб за поврежденный товар. Однако, если покупателю удастся доказать, что ущерб нанесен не по его вине, он освобождается от возмещения.

-3

Если наблюдается нарушение выкладки товаров, то в таком случае покупатель имеет право на возмещение причиненного вреда.

—  Во время оплаты мы зачастую торопимся и можем пропустить важные детали. Такая ситуация: я оплатила покупку, пришла домой и обнаружила, что товар бракованный. Имею ли я право вернуть его в магазин с возмещением средств?

—  Безусловно. Но только если речь идет о технологическом, производственном недостатке, не связанном с неправильной эксплуатацией товара. Давайте разберемся на конкретном примере.

В пункте выдачи отказывают в возврате средств за бракованный товар (предположим, увлажнитель воздуха) и требуют, чтобы предмет был отправлен на экспертизу к производителю, так как необходимо установить характер брака (заводской, транспортировочный и т. д.). Но проблема в том, что это российский производитель и отправить увлажнитель к нему на экспертизу сложно. Как здесь поступить? В случае реализации некачественного товара вы вправе потребовать вернуть уплаченную денежную сумму. Если мы говорим о таком товаре, как увлажнитель воздуха, то есть о технически сложном, то потребитель вправе предъявить требование возврата средств в течение 30 дней со дня получения товара на руки. Также обратите внимание на его гарантию. Даже если эти 30 дней прошли, но товар все еще укладывается в сроки гарантии, вы можете потребовать возмещения средств. И здесь нет необходимости отправлять товар производителю.

Когда цена кусается

—  Недавно общественность возмутили кадры из обычных белорусских супермаркетов, где за определенные товары продавцы просят какие-то баснословные суммы. Вспомним, что в связи с таким положением дел 6 октября минувшего года Главой государства был введен запрет на повышение цен. Куда я могу обратиться, если замечу, что в торговой сети нарушают этот закон?

—  Если вы обратили внимание на необоснованный, по вашему мнению, рост цены на определенный товар, об этом можно сообщить в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь для принятия мер реагирования в случае необходимости.

Как мы видим, нюансов много, но главное, следует помнить, что вы всегда можете отстоять свои права в рамках закона и потребовать качественные услуги. Не нужно бояться —  нужно действовать и изучать уголок потребителя.