История первая: мощи князя Даниила
Часто верующие, приходя в незнакомый храм, ставят свечки только у тех икон, которые им хорошо известны: Спасителю, Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу. И даже не подозревают, что в этом храме или монастыре есть другие, не менее ценные святыни.
В преддверии дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского, который отмечается 17 марта, «Прихожанин» решил устроить для своих читателей своего рода небольшую экскурсию по святыням Данилова монастыря. Нашим гидом выступит заместитель главного редактора издательства Данилова ставропигиального мужского монастыря Наталия Сергеевна Шапошникова.
По ее словам, рассказывать о святынях Даниловской обители непросто. Хотя что подразумевать под словом «святыня»? Какую-нибудь особо почитаемую икону? По сути, любая икона – святыня! И человеку, который искренне верит, может помочь как древняя чудотворная икона XIII века, так и картинка со Спасителем, вырезанная из журнала. Это всё вопрос веры. В советские времена, когда храмы были повсеместно закрыты, люди вырезали из журнала «Огонек» икону «Троицы» Андрея Рублева, вешали ее на стенку и молились. И получали просимое. Недаром Спаситель сказал: по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29).
В первую очередь святыней является само место, где расположен храм. Ведь люди далеко не случайно выбирали для церквей и монастырей особые места: излучину реки, лесистый пригорок, берег красивого озера. Взять, к примеру, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли во Владимирской области. И сам храм, и выбранное для него место – это что-то необыкновенное.
«Территория, где расположен Данилов монастырь, – говорит Наталия Сергеевна Шапошникова, – это удивительное “место силы”. Тем, кто ищет подобные места, не надо ехать куда-то далеко – достаточно прийти в Данилову обитель, и вы сами это почувствуете».
На землях, где безымянный ручей (позже названный речкой Даниловкой) впадал в Москву-реку и где сегодня находится Данилова обитель, на протяжении многих столетий шла активная жизнь. Комплексный анализ раскопок 1980-х годов и археологических изысканий последних лет позволяют делать вывод о наличии в данном месте самого большого московского поселения. По сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое, но и самое древнее. Вокруг него сосредоточено большинство кладов восточных дирхемов – международной валюты конца первого тысячелетия. Здесь жили люди задолго до того, как был заселен Боровицкий холм. Видимо, именно поэтому семь столетий лет назад, в 1282 году, князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского, основал на этом месте «первый на Москве» монастырь.
После смерти князя основанной им обители пришлось немало «попутешествовать»: в 1330 году по приказу Великого князя Ивана Калиты (сына князя Даниила) даниловскую братию перевели в Кремль – в храм Спаса-на-Бору. Во второй половине XV века Великий князь Иван III, пригласив в Москву итальянских мастеров для нового строительства в Кремле, перевел монастырь на Крутицкий холм, где он существует и поныне с именем Новоспасский. И лишь во времена царя Ивана Грозного началось возрождение Даниловского монастыря в прежних границах: на монастырском кладбище близ могилы святого князя Даниила началось возведение храма, получившего название Святых Отцов Cеми Вселенских Соборов.
Когда в XVII веке были обретены мощи святого князя Даниила, стали происходить многочисленные чудеса, продолжающиеся и сегодня. «В издательстве Данилова монастыря, – продолжает свой рассказ Наталия Сергеевна, – находятся несколько папок с письмами и записками верующих, которые рассказывают о чудесах, совершенных святым князем Даниилом по их молитвам. Кому-то он помог в решении квартирных вопросов, кому-то – с учебой, здоровьем, в семейных делах, и письма эти приходят регулярно».
Мощи князя Даниила были обретены в 1652 году и, по повелению царя Алексея Михайловича, помещены в храме Святых Отцов Cеми Вселенских Соборов. Долгие годы рака находилась в арке у левого клироса, между центральной частью храма и северным приделом (приделом святого князя Даниила).
У жителей Даниловской слободки, расположенной рядом с монастырем, была традиция: прежде чем начинать какое-либо дело, обязательно прийти поклониться святым мощам князя Даниила и испросить у него благословения.
В 1917 году мощи святого князя были перенесены в Троицкий собор. В 1929 году рака со святыми мощами была возвращена в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В 1930 году, когда большевики решили закрыть Даниловский монастырь, святые мощи перенесли в храм Воскресения Словущего за южной стеной обители.
В 1932 году мощи князя Даниила бесследно исчезли. Некоторые считали, что их увезли большевики. Но большевикам для этого не надо было ждать ночи – свои беззакония они творили днем, ничего и никого не опасаясь. Поэтому более верной считается версия, что сами монахи, опасаясь дальнейшего осквернения, тайно спрятали святые мощи князя. К сожалению, все попытки обнаружить их успехом пока не увенчались. Нам остается лишь ждать и молиться, что придет время, и мы вновь обретем святые мощи основателя Данилова монастыря подобно тому, как это произошло с мощами преподобного Серафима Саровского, которые совершенно неожиданным образом были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
«Тем не менее наша обитель не остается без благодати, и сегодня в Даниловом монастыре имеются частицы мощей святого князя Даниила, – продолжает Наталия Сергеевна Шапошникова. – Их существование дает возможность предполагать, что если не все, то некоторая часть мощей святого князя была разобрана и сохранялась верующими. Не исключено, что мощи был розданы людям, близким даниловской братии, еще до закрытия монастыря и храма Воскресения Словущего. Частица прибыла к нам из Америки: ее передал владыка Феодосий, епископ Русской Православной Церкви Заграницей. Раньше она хранилась у архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего (перед закрытием в 1930 году) настоятеля Данилова монастыря. Ныне ковчег со святыней находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа».
В 1995 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Даниловой обители частицы мощей ее основателя, долгое время находившиеся у академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти частицы были помещены в большую раку, установленную на своем историческом месте в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – под северной аркой, ведущей в придел святого князя Даниила. Над ракой, выполненной из металла, установлена резная деревянная сень, изготовленная в архитектурно-художественных мастерских Данилова монастыря, здесь постоянно горят лампады. Перед ракой с мощами каждое утро совершается братский молебен святому князю Даниилу.
Еще две частицы мощей – в иконах в Покровском храме. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), расположен на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Эта икона – одна из самых почитаемых в обители. Около нее совершаются монашеские постриги. Другая икона с частицей мощей – аналойная, небольшого размера, выносится из алтаря для поклонения верующих.
К слову сказать, у саркофага князя Даниила своя интересная история. Первый саркофаг, в котором находились мощи святого, был деревянный, потом, стараниями князя Голицына, был сделана новая деревянная рака с серебряным окладом. В 1812 году его забрали французы. Здесь, в Даниловой обители, они устроили скотобойню, а когда покидали Москву, увезли с собой много ценных вещей: серебряные потиры, церковную утварь… И в том числе серебряный оклад с раки святого князя. Впрочем, как говорила монастырская братия, своим окладом князь Даниил откупил монастырь от французов – поэтому они не взорвали и не разрушили обитель, а только разграбили. Новая серебряная вызолоченная рака для святых мощей князя была устроена по проекту Е. Кафтанникова при архимандрите Геннадии (Барановиче) в 1817 году.
Доступ в придел святого князя Даниила свободный в течение всего дня. Так что верующие имеют возможность поклониться святым мощам и иконам.
Как считает Наталия Шапошникова, святыню святыней в глазах верующих делает наше отношение к ней. Как говорится, к пустому колодцу никто не идет за водой. Если человек пришел к иконе один раз, два, три, десять и не чувствует никакой помощи и поддержки, то на одиннадцатый раз, вероятно, он поищет другое место, куда пойти преклонить колени и помолиться.
«Правда, печально, что люди обращаются за помощью к святым лишь тогда, когда чувствуют нужду, – размышляет Наталия Сергеевна. – Есть даже поговорка: “Как тревога, так до Бога”. Когда что-то случается, тогда мы торопимся в церковь, чтобы обратиться к Богу с молитвой и просьбой, а когда всё хорошо, то и ходить не обязательно».
Здесь, внутри монастыря, всё чувствуется совсем иначе, чем по ту сторону монастырских стен. Часто люди приходят в монастырь днем не только, чтобы помолиться, посидеть на лавочке, подумать; главное, вы можете поговорить здесь со священником. Только не надо для этого хватать за рукав проходящего по двору батюшку. Никто из священников просто так по двору не ходит, каждый идет на свое послушание. Для тех, кому необходимо поговорить со священником, именно поговорить, а не исповедоваться, оборудовано специальное помещение, где вы можете задать дежурному священнику все свои вопросы.
(продолжение следует)
Петр Селинов