Спасибо вам, саламалик всем вам!
Едите ли, пьете ли, играете ли, смеетесь ли?
Меня от всего сердца встречаете ли?
Если рады, то читайте. Коль не рады выключайте!
Начинаю цикл статей по чувашскому традиционному мировосприятию и фольклору традиционным свадебным приветствием «Саламалик». Первые материалы посвятим чувашской модели мира, а далее будем углубляться в эту тему. Тексты пишутся на основе радиопередачи «Достояние» (на Национальном радио Чувашии) и являются результатом пятилетней непрерывной работы. Поэтому давайте-ка оседлаем наших крылатых коней и полетим в путешествие в мир чувашских традиций.
На небе Турă, на земле царь,
Рахмат вам за то, что за миром следите.
Ах старший брат, ах старшая сестра,
Спасибо вам за то, что праздник начать даете разрешение.
Эти строки повсеместно встречаются в свадебных песнях чувашей Закамья и Приуралья. Эта строфа поется женщинами-родственницами жениха (назовем их свадебными женами), когда они собираются ехать за невестой. Я их привел не просто так. Просто запомните, потом будет нужно.
Наши предки до недавнего времени жили в полной гармонии с природой, поклоняясь ее силам. Многие из этих верований не покинули чувашский мир и после принятия Ислама в 922 году, и после крещения в конце XVIII века. Есть весьма известные чувашские селения, где до сих пор сохраняется древняя религия в неизменном виде. В жизни абсолютного большинства чуваш-христиан она так же присутствует в доминирующем, большем количестве.
Наблюдения, понятия, ощущения, полученные от мира за тысячелетия, чуваши отразили в своем языке и традициях. Язык и традиции, конечно, отдельно друг от друга существовать не могут, поэтому их развитие шло в тесном контакте и равномерно.
Чувашская традиционная религия шла своими путями развития, но, конечно, не была заперта в клетке. За прошедшие сотни и тысячи лет она вобрала в себя традиционное тюрко-монгольское Тенгрианство (чувашский фонетический вариант Тенгри – Турă), элементы Зороастризма от различных восточно-иранских народов (предки современных узбеков, таджиков и т.д.). В старочувашский (булгарский) период в чувашскую религию проникают элементы верований местных финно-угров (мари, мордвы, удмуртов) и незначительные элементы ислама. Влияние ислама усилилось только при Золотой Орде и Казанском ханстве, когда на Волгу в большом количестве направилось кыпчакское население (предки языка и культуры современных татар). В Российский период чувашской истории в традиционную религию проникают элементы христианства. Это показывает взаимовлияние различных культур, их обновление и совершенствование, обогащение. Поэтому при работе с чувашским фольклором нам нужно понимать, что здесь нельзя сказать «это чувашское», а «это не чувашское». Все, что было угодно канонам традиционной религии, было воспринято как свое нашими предками, поэтому это все – наше.
Пока подписывайся и ставь лайки, продолжение будет завтра. Люблю чунтан)