"КАМАЗ" – одно из многих отечественных предприятий, по которому ударили санкции. Теперь производитель вынужден расходовать складской запас деталей и всерьез задуматься о замещении импортных комплектующих отечественными. Посмотрим, что удалось сделать за год.
Что было?
Активнее всего КАМАЗ сотрудничал с немецким концерном «Мерседес» от которого получал не только детали, но и навесное оборудование. Поэтому наиболее сложная ситуация обстояла с грузовиками семейства K5, поскольку именно у них оказался самый высокий процент иностранных деталей.
На разработку тягачей ушло около 5 лет. В проект вложили огромные средства. Поэтому просто отказаться от дальнейшего производства грузовиков было попросту невозможно.
А ведь ощущалась нехватка не только готовых деталей, но и материалов, и металлов, которые тоже шли из-за рубежа.
Спустя год
По итогам первых 12 месяцев «КАМАЗу» удалось заменить около 2300 деталей. Согласно официальному заявлению главы предприятия локализация K5 составляет около 80%. При этом модель K4, как и планировалось, будет снята с производства. Сейчас на предприятии идет сборка последних машин из оставшихся на складе комплектующих.
По данным официальной программы импортозамещения, опубликованной предприятием «КАМАЗ», дальше основная работа будет вестись над заменой импортных материалов для литейного производства, в том числе огнеупорного бетона и клея, теплоизоляции, антипригарного покрытия, связующих смесей.
Сбрасываем балласт
Линейка K5 (с приставкой neo) пойдет с конвейера уже в обновленном виде. Выпуск намечен на весну 2023 года. Наиболее важные изменения коснутся двигателя, созданного совместно с компанией Liebherr.
Кстати, эти моторы стоят на дакаровских версиях «КАМАЗа», но время идет, и даже самый надежный агрегат нуждается в модификации.
Дальнейшая работа над ним пойдет уже без участия Liebherr.
Производство этих двигателей планируют увеличить до 30 000 штук в год. Объем агрегата также возрастет с 12 до 13 л. Новая модификация полностью соответствует жестким стандартам «Евро-5», отличается увеличенным ресурсом (новый межсервисный интервал 150 000 км, против 120 000 ранее) и сниженным расходом топлива. Импортные детали полностью заменены на отечественные.
Кроме двигателя удалось полностью локализовать, бортовой компьютер, приборную панель, топливную аппаратуру и знаменитую кабину Mercedes-Benz Actros, шириной 2,5 м, ровным полом и двумя спальными местами.
Согласно официальному плану по выпуску продукции предприятие не собирается сбавлять темп, и намерено выпустить минимум 40 000 грузовиков, не учитывая государственные заказы. Для сравнения объем производства в 2022 году составил 43 828 единиц техники.