Опубликованная мною статья о ностальгии по стуку колес вызвала некоторое двоякое оживление у читателей. Вот она:
Поэтому я решила, что тема требует продолжения и на этот раз хочу вспомнить о некоторых особенностях поездки в поезде "советско-российского" периода по моим воспоминаниям.
Так я его назвала, потому что основные поездки происходили на стыке времен "СССР-Россия".
В дальнейшем, для передвижения все чаще использовался автотранспорт или авиа-перелеты.
ЕДА
О ритуале приема пищи в поезде я уже упоминала. Хочу добавить, что есть в поезде хотелость, если не постоянно, то довольно часто, так как время завтрака, обеда, полдника и ужина у всех пассажиров было разное. И только ты заканчивал трапезу, как ее начинал уже кто-то другой по-соседству и аппетитные запахи с новой силой начинали будоражить рецепторы.
Особый смак доставляло чаепитие. Чайных пакетиков еще не было, пить чай из термоса не хотелось. Обязательно требовался заваренный чай, который приносил проводник в стакане с подстаканником и кусочками рафинада впридачу. И не сколько сам чай привлекал, сколько то, во что он был налит. Церемония чаепития придавала особый уют поездке. А еще нравилось "добывать" кипяток из титана, установленного в начале вагона, за которым порой выстраивалась целая очередь из пассажиров.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Основным развлечением в поезде для многих было чтение книг, газет, журналов. Разгадывание кроссвордов. Игра в карты. Беседы с попутчиками. Выходили на перрон на станциях для прогулки. За время стоянки можно было добежать до вокзального киоска купить мороженое, газировку. При длительных расстояниях и стоянки были долгими на основных транспортных узлах. И все равно присутствовало сильное волнение: "Вдруг кто-то отстанет от поезда?".
Дети брали с собой игрушки, раскраски, альбомы с карандашами. А семечки в поезде заменяли любой современный гаджет. Нередко можно было услышать игру на гитаре, песни.
ВИДЕОСАЛОН
Они появились в поездах примерно в конце 80-х начале 90-х и быстро набрали бешеную популярность. Ты мог посетить салон, который находился в отдельном вагоне в определенное время и посмотреть фильм, как правило, зарубежный. Первый фильм ужасов я посмотрела именно там. Назывался он "Пятница, 13".
ОКНА
Окна с деревянными рамами. Их можно было открывать, опустив сверху вниз, иногда требовалось приложить недюжинную силу. Это не всегда удавалось, поэтому считалось за удачу, если летом тебе доставалось купе или плацкарт с открывающимся окном. Зимой же все было закрыто наглухо.
Летом стояла невыносимая жара, зимой было сносно, но очень дуло из щелей в окнах, особенно на верней полке.
Окна не отличались чистотой, особенно между рамами. Казалось, там скапливается пыль всех дорог. Иногда пассажиры пихали туда фантики от конфет и жвачек.
ТАМБУР
Тамбур - закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона между наружными и внутренними входными дверьми.
В тамбур обычно выходили покурить, побыть в одиночестве или, наоборот, пообщаться, иногда совсем не с благими намерениями. Никогда не выходила туда одна.
Всегда пугал переход из одного вагона в другой: громыхающие, подпрыгивающие стыки, раскачивающиеся вагоны, мелькающие под ногами шпалы - все это заставляло невольно напрягаться.
ПРОВОДНИКИ
Романтичная и опасная профессия, на мой взгляд. Проводники должны были уметь разрешать любые ситуации, что они и делали, зачастую, рискуя здоровьем, а порой и жизнью. Среди них попадались разные: приветливые и хамоватые, заботливые и безразличные. Всегда привлекало их отдельное уютное купе - островок спокойствия. Однажды довелось там проехаться, правда на короткое расстояние. В поезде не было свободных мест и проводница любезно уступила нам свое.
ПАССАЖИРЫ
Кто-то всю дорогу спал на верхней полке, кто-то читал, уткнувшись в книжку, а кто-то постоянно "искал приключений", бродя по вагонам и приставая к другим пассажирам. Однажды довелось ехать с целой группой солдатиков, которые вели себя прилично, но очень шумно, делясь весельем со всем вагоном.
Кому- то из пассажиров требовалось выговориться или, наоборот, послушать. Иногда в дороге заводились знакомства, перерастающие в долгое теплое общение или дружбу. Мои родители, однажды проехав на поезде несколько суток, познакомились с такой же семейной парой из другого региона и впоследствии долго держали связь на расстоянии.
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
И все же, несмотря на некоторые бытовые неудобства, поездка на поезде была долгожданной, ведь она предполагала своеобразное приключение, отвлекающее от рутинных забот. В дороге можно было хорошо выспаться, ну конечно, если не попадался сосед-храпун. Приводились в порядок мысли, намечались планы. Можно было предаться воспоминаниям, погрустить и помечтать.
Когда мы ехали в сторону Хабаровска, путь иногда пролегал через тоннель под рекой Амур. Это занимало некоторое время, которое казалось вечностью. Как только поезд въезжал в тоннель, включалось тусклое внутреннее освещение, доносился запах тины.
Тоннель однопутный, был построен в 1937-1941 гг., во время строительства именовался стройкой номер 4. Протяженность его составляет 7 198 метров. Необходимость его сооружения была обусловлена захватом в 1931 году Японией Маньчжурии и уязвимостью железнодорожного моста. (информация заимствована из Википедии).
Это единственный в России железнодорожный тоннель под водой. Ранее он был засекречен.
Будучи студентами, мы каждые выходные ездили домой на поезде. Нас не пугало, что в вагонах не было свободных мест и приходилось стоять всю дорогу или сидеть в тесноте, "как селедки в бочке". Ведь мы ехали ДОМОЙ.