Найти тему

Зачем Яга отправляла Иванушку в печку и причем тут Дейенерис? Эти, а также другие секреты интерьеров избушки на курьих ножках!

Представьте, что вы получили приглашение заглянуть в гости к самой... бабе Яге. Согласились бы?

Если да и хотите узнать, как оно там и что значит тот или иной предмет интерьера, — читайте эту статью. Вас ждет (надеюсь!) много интересных открытий.

Кстати, ранее мы обошли избушку кругом и узнали о секрете курьих ножек:
В той статье мы узнали, что сама избушка — не что иное, как портал на границе между двумя мирами — Явью и Навью, а чтобы герою туда попасть, нужно для начала развернуть избу к лесу задом, а к себе передом. И только потом зайти внутрь.

Что там, внутри, и для чего служит — узнаем прямо сейчас.

Невеликая площадь

Исследователи отмечают, что во многих сказках перед гостем избушки предстает следующая картина: баба Яга — костяная нога лежит на печке из угла в угол, а носом упирается в потолок.

Выходит, хоромы главной славянской волшебницы не отличались большим метражом... Но здесь следует углубиться в детали.

Во-первых, угол в домах наших предков имел особое значение. Так, при строительстве именно под будущими углами закладывали хлеба, монеты или любые освященные предметы, чтобы будущие обитатели жили в ладу и изобилии. В других поверьях углы, напротив, считались местом жительства нечисти, поэтому всячески очищались. В конце концов, иметь свой угол издревле означает ограничить, обозначить некое собственное пространство.

Вот и получается, что этот факт подтверждает: хозяйка жилища как минимум на своем месте.

Мы уже знаем, что избушка пускает лишь избранных. Наверно, поэтому ее внутреннее убранство очень редко показывают, например, в фильмах. Фото — стоп-кадр из фильма А. роу «Морозко» (1964)
Мы уже знаем, что избушка пускает лишь избранных. Наверно, поэтому ее внутреннее убранство очень редко показывают, например, в фильмах. Фото — стоп-кадр из фильма А. роу «Морозко» (1964)

Теперь посмотрим, что такое «носом в потолок».

Сам по себе потолок — это верхняя граница дома. Если вы бывали в деревенских домах, то знаете, что исконно он поддерживается матицей, продольной цельной балкой, которая не только держит крышу, но и соединяет стены. Одним словом, собирает дом воедино, как мать («матица») семью.

Символично, что подпирает потолок наша Яга носом.

«Фу-Фу! Русским духом пахнет!» — помните? Вот именно, у бабушки очень развито обоняние. Благодаря своему выдающемуся носу она определяет, кто к ней пожаловал.

К слову, выражение «русским духом пахнет» означает... «живым человеком пахнет». Произнося эту фразу, Яга констатировала: в ее царство пожаловал чужак, от которого разит жизнью.

Если вы знаете, какие еще мифические, сказочные персонажи опознавали живого человека по запаху, пишите в комментариях!

А мы продолжим «экскурсию» и обратим внимание на царицу любого русского дома — печь.

Печка в избушке бабы Яги

Печь, занимающую центральную и существенную часть дома, называют элементом генетического кода нашего народа. Справедливо, ведь она грела, на ней готовили еду, в ней мылись.

А если говорить о сакральном смысле печи, то она воссоздает концепцию триединого мира — небесного, земного и подземного (загробного).

Илья Муромец лежал на печи 30 лет и три года. Емеля на своей печи, наоборот, путешествовал. Печь спасала сестрицу Аленушку и братца Иванушку от гусей-лебедей. И уж конечно печь была у Яги!

Для нас здесь примечательна еще одна деталь: встречая добра молодца, колдунья лежит не просто на печи, а на ее «девятом кирпич(е)и». Сам кирпич — это абсолютная прочность, опору, нечто незыблемое и надежное. Но и девятка имеет особое значение в культуре!

Девятка — это три тройки. Это перевернутая шестерка. Это число, следующее за восьмеркой, означающей бесконечность. Это последняя из однозначных цифр. Другими словами, девять — это нечто законченное, полное, цельное, совершенное.

У Данте — девять кругов ада. В скандинавской мифологии — девять миров. А если верить преданиям, у кошек — девять, ни больше ни меньше, жизней!

Кстати, кошка — одна из постоянных обитательниц пространства бабы Яги, и я напишу о ней в отдельной статье. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Таким образом, занимая девятый кирпич печки, баба Яга как бы говорит, что находится где-то над миром.

Ну а спускаясь к гостю, она чаще всего использует печь по известному каждому сценарию: пытается отправить туда Иванушку. В этой, на первый взгляд, бесчеловечной церемонии на самом деле зашифрован обряд перепекания.

В старые, а может, и не очень, времена недоношенных, слабых младенцев густо обмазывали тестом и помещали в жаркое лоно печи — буквально как недопеченный, сырой, неготовый хлеб. Разумеется не навсегда.

Считалось, что, символически спустясь и поднявшись из огня [преисподней], он обретает силу, мощнейшую закалку.

Обряд перепекания в той или иной форме встречается не только в нашей традиции. Так, древнегреческая богиня Деметра, потеряв свою дочь Персефону, начала заботиться о мальчике Демофонте. Чтобы подарить ему силу, по ночам, тайно от родителей, она клала его в горящий очаг.
Узнать больше о женском архетипе Деметры вы можете здесь:
А вот и более современный пример: Дейенерис Таргариен стала сильнее и выносливее после того, как прошла через огонь. Чем вам не перепекание? Фото — стоп-кадр из сериала «Игра престолов» (2011-2019)
А вот и более современный пример: Дейенерис Таргариен стала сильнее и выносливее после того, как прошла через огонь. Чем вам не перепекание? Фото — стоп-кадр из сериала «Игра престолов» (2011-2019)

В общем, интересный поворот, правда? Бабуля-то наша — не людоедка вовсе! Наоборот, усаживая своего гостя на лопату, она помогала ему возмужать.

Впрочем, это далеко не все тайны Яги. Но нам надо завершать знакомство с ее жилищем.

Что еще?

А больше — ничего.

Конечно, знатоки вспомнят, что Яга своих гостей кормила и мыла в бане. Но баня находилась за пределами избушки, в подворье, знакомство с которым мы отложим на потом.

А стол, полный яств, если и описывается в сказках, то чаще всего как накрытый заранее и встречающий героя в пустой избе. При этом поесть в избушке гость обязан, ведь ритуал приобщения к пище мертвецов доказывает: герой готов идти дальше, в тот, потусторонний мир. Но и это предмет не сегодняшнего разговора.

В финале прогулки по избе важно запомнить вот что.

  • Несмотря на то что некоторые сравнивают компактную избушку на курьих ножках с подобием гроба, стоит смотреть шире. Это не только портал из Яви в Навь. Это уникальное пространство между небесным, земным и подземным миром, которое держит, подпирает, как атланты небо, баба Яга. И только здесь герой или героиня сможет подготовиться к новому этапу своего жизненного пути.
  • До поры до времени в избушке спокойно: Яга лежит себе из угла в угол, но лишь только повеет русским духом, поднимается и примеряет на себя роль эдакого проверяющего лица, а затем и союзника своего гостя. И для выполнения известных каждому из нас функций ей достаточно минимума вещей, среди которых — печь да стол.

Вот такая вот изба! Что знали, о чем проведали впервые? Делитесь, дорогой читатель, с вами очень интересно разговаривать ;)

А потом читайте другие мои статьи или просто интересные книги: