Пушкинский сквер УдГУ является местом встреч и отдыха не только для студентов. Уже 20 лет у памятника Пушкину проводят торжественные мероприятия, влюблённые назначают свидания.
– История создания этого культурного пространства очень интересна. В 1999 году отмечалось 200-летие великого русского поэта А.С. Пушкина. ЮНЕСКО этот год был объявлен Пушкинским. Тогда-то у Виталия Анатольевича Журавлёва, ректора УдГУ, и зародилась идея об установке памятника, которая начала воплощаться в жизнь только в 2002 году», – рассказывает Сергей Максимович Решетников, профессор, бывший в те годы проректором университета. – Ещё до войны, у 2-го корпуса, который тогда был 1-ым, уже стоял памятник Пушкину. Мало кто об этом знает. Всё было простое, гипсово-кирпичное, но по тем временам и это было достижение. Но этот памятник бы недолговечным, и к моменту переименования пединститута в университет его уже не было.
И когда заговорили о том, что памятник надо восстановить, все были «ЗА». Стали искать хорошее место. Поскольку большинство мероприятий проводилось на площади, перед корпусами, решили именно там установить скульптуру, а в проекте даже немного сдвинули памятник в сторону, чтобы перед ним была площадка для собраний, митингов и т.д. Для того чтобы создать ощущение «питерского» присутствия, здесь, по просьбе Журавлёва, спроектировали ротонду, и он уговорил Анатолия Ивановича Салтыкова, мэра Ижевска, и остановку общественного транспорта сделать в таком же стиле. Разбили клумбы, чтобы получился небольшой Пушкинский сквер.
Встал вопрос, кто может изготовить памятник Пушкину? В 2002 году мы с Журавлёвым приехали в Москву на совещание по реформе образования. Присутствовал там и скульптор Зураб Константинович Церетели, ректор частной академии художеств. Виталий Анатольевич, не зная лично человека, подошёл к нему – обласканному властью и земли под собой не чующему художнику – с просьбой о скульптуре. Церетели сказал, что очень занят проектами для Москвы и для Белого дома. Но посоветовал обратиться к нашему земляку – Александру Николаевичу Бурганову, автору монумента «Дружба народов», скульптур «Удмуртия индустриальная» и «Муза» на фасаде ДК «Металлург». На следующий день мы поехали знакомиться. Встретили нас очень радушно. Выслушав просьбу, Бурганов ответил, что как раз готовит памятник Пушкину и предложил посмотреть эскизы. С собой дал диски со снимками памятника, сделанные с разных ракурсов, ведь тогда ещё не было формата 3D.
Мы вернулись в Ижевск. Для того, чтобы изменить что-то на территории города, нужно было получить согласие архитектурной комиссии. Собрались в кабинете у Журавлёва, представили все фотографии. На фото А.Н. Бурганова Пушкин стоял, раскинув руки и с развевающимся шарфом. Всем снимки понравились, но подполковник МВД сразу заметил: «Если у памятника не будет поста милиции, то через 2-3 дня руки и шарфик у скульптуры отпилят и сдадут в металлолом. Пишите вашему художнику, что руки должны быть опущены и «отрезан» шарф». Согласовали постамент, высоту фигуры, поехали снова к Александру Николаевичу. Он говорит, что исправить не сможет – нарушатся все пропорции. А у Журавлёва почти такая же фигура, как у Пушкина. Можно сделать фото с него, поставив на постамент. Так что в какой-то степени фигура Виталия Анатольевича виртуально заложена в фигуре статуи.
Стали обсуждать стоимость изготовления памятника. Бурганов пообещал, что сделает всё бесплатно, нужен только цветной металл.
По приезду собрали деканов факультетов, предложили организовать сбор металлолома, вспомнить пионерское прошлое. Но время было довольно сложное, металл так просто нигде не валялся. Тогда наш очень пробивной проректор по хозяйственной работе Леонид Семёнович сообщил, что у него есть связи, металл найдёт. А для памятника нужны были 3 тонны лома и только медь, латунь, бронза. Через неделю машина, нагруженная этим ломом, уехала в Москву.
Прошёл месяц, звонит скульптор: «Пушкин готов, приезжайте, забирайте. Сразу возьмите с собой доски, ножовку, молоток и гвозди, стружку, чтобы упаковать памятник». Для безопасности домой ехали только в светлое время суток. За кольцевой дорогой ГАИ: «Что везёте? Открывайте, посмотрим». А памятник только что отлитый, блестит. «Вывоз цветного металла из Москвы запрещён! Возвращайтесь обратно!». Документов на статую Пушкина нет. Вернулись, Бурганов написал дарственную. Снова в путь, в Ижевск. Очередной пост ГАИ: «Дарственная не действительна. Должен быть договор, акт приёмки-сдачи и квитанция об оплате». Снова пришлось возвращаться в столицу.
У этого скульптора тогда была своя хозрасчётная студия, позвал юристов, оформили все нужные бумаги и оценили стоимость работы в 50 рублей. Даже такая маленькая сумма не вызвала нареканий при проверке документов, бумаги были в полном порядке.
В Ижевске собрались члены комиссии, и снова подполковник милиции говорит: «А вы знаете, что через 3 дня ваш памятник украдут и сдадут в цветмет. Поэтому просверливаете Пушкину «ноги», вставляете туда 1,5 метровые анкерные болты на резьбе. Затем делаете отверстия в постаменте и бетонируете». Вот так и стоит наш Пушкин «пригвождённый».
*
Другие затруднения возникли на этапе строительных работ. Не разрешили перекрыть тротуар, чтобы установить рельсы для строительного крана. И тогда выручил Анатолий Владимирович Марченко, гендиректор ГУП «Удмуртторф». Предоставил 2 автокрана, которые могли поднять 5-6 тонн груза на любую высоту. И с их помощью всё очень быстро смонтировали.
Журавлёв собрал Совет попечителей, чтобы решить из чего делать постамент. У нас единственный материал – это мраморная крошка. Тут Марченко возмутился: «Посмотрите, в Питере постаменты везде из красного или серого гранита. Найду я вам красный гранит, знаю, где есть». Но мы же понимали, что бесплатно никто не отдаст. Попечительский совет предложил Марченко самому оплатить стоимость этих гранитных плит.
В это же самое время ремонтировали здание Центробанка на улице Красноармейской. У них и купили остатки красного гранита для облицовки постамента.
Назначили дату официального открытия памятника. Вместо мастера приехал его сын, Игорь Александрович Бурганов, скульптор, архитектор и автор постамента нашего памятника Пушкину.
Открытие состоялось под декламацию пушкинских строк «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» и было зрелищным мероприятием. Духовой оркестр исполнил «Пушкинский венок» композитора Георгия Свиридова.
Со временем было решено облагородить территорию сквера. Поставили скамейки, выложили дорожки, решили установить вокруг памятника небольшую кованую изгородь. И возник вопрос о том, как её покрасить. Всем хотелось, чтобы она была золотистая. Тут я возразил: «Тогда мы каждый год будем её подкрашивать, как фигуры у Вечного огня». Снова собрали Совет попечителей, попросили выделить деньги на термоэмиссионную покраску. Выбрали цвет темновато-зелёный, в какой превращаются медные сплавы. И уже не красили все эти 20 лет.
Там, где сейчас находится Институт нефти и газа, раньше росли большие деревья, была роща. И поэтому на самых первых фотографиях, памятник очень красиво запечатлён на фоне зелени. Не было ощущения, что он маленький. А вот на фоне 9-ти этажного нефтяного корпуса, выглядит щупленьким. Но всё равно, благодаря Пушкинскому скверу, удалось связать разрозненные здания корпусов УдГУ в единое культурное пространство.
Источник: газета «Удмуртский университет» №2 (284) от 22.02.2023