Автопутешествие. Сколько смысла и возможностей можно уместить в этом слове. В то же время, сколь мало можно найти интересного и даже удивительного, если такой вид странствий представляет собой лишь перемещение из точки «А» в точку «Б» с минимальным количеством остановок. Именно такими были наши "перемещения" раньше, начиная с 2014 года. Рано утром мы садились в машину и совершали перегон от Питера до Апатит за 14-16 часов, всего с двумя остановками для дозаправки и перекуса - на АЗС рядом с городами Кондопога и Кемь.
Конечно, с одной стороны это было оправдано экономией на драгоценных днях отпуска и ночлеге, с другой - целями, ведь, как правило, сразу после совершения автоперегона мы тут же начинали свой поход по горам или озеру. Однако в 2021 году все поменялось. Захотелось увидеть больше, заглянуть в места, которые мы обычно проезжали на крейсерской скорости. Да и просто появилось желание замедлиться еще на этапе автопробега, а не только в походе. А в конечном итоге, превратить автоперегон в то самое настоящее автопутешествие, как самостоятельный вид туристического отдыха.
Почему это желание возникло именно в 2021 году? Скорее всего, этому послужил довольно скудный на впечатления летний поход по Ковдозеру. Отчаянно хотелось догнаться, и попробовать что-то новое. Так родился план путешествия по западному берегу Ладожского озера с посещением пары любопытных мест, затем исследования отвороток трассы "Кола", Хибинских и Ловозерских тундр, и, конечно же, той самой неизвестной и загадочной Териберки.
Поскольку наше первое автопутешествие, как самостоятельный вид отдыха подразумевал ночевки в машине, то было необходимо провести некоторую подготовку к данному мероприятию. В частности, поиску точек для ночной стоянки недалеко от трассы.
Тогда я еще не знал про приложение «Park for night» и пытался находить теоретические места для ночлега методом изучения спутниковых карт. Все более-менее подходящие варианты отмечались в навигаторе. Вторым моментом было обустройство спального места в нашей Весте. Однажды мы уже пробовали спать в машине, и этот опыт получился довольно хорошим. С собой мы взяли поролоновый матрас толщиной 50 мм и наши спальные мешки.
Выезд наметили на 21 сентября, чтобы успеть запечатлеть осенний Север до первого снега.
День первый. Карелия ладожская.
Спешить некуда, и наше автопутешествие мы начинаем около девяти утра с поселка Семиозерье, Ленинградской области. В тот момент все было необычным, ведь стандартное путешествие на Север обычно проходило совсем иначе: старт поездки был с другого места, да и маршрут пролегал полностью по трассе "Кола". Сейчас же мы безостановочно проехали переезд у железнодорожной станции Каннельярви, хотя на нем можно застрять минут на двадцать в ожидании Ласточки. Затем совсем немного прокатились по трассе "Скандинавия" и, свернув на второстепенную дорогу, петляли дальше среди густых лесов до самой трассы на Приозерск.
Небо было полно довольно серых туч, но солнышко нет-нет, да и появлялось, подкрашивая осенние пейзажи яркостью и контрастом. Настроение замечательное, ведь наш отдых только начинался. Правда, поначалу это ощущение было не полным, раскрывающимся и наполняющимся с каждым намотанным на колеса километром. И вроде уже едем и вкушаем виды, но еще не верим, что это происходит именно с нами.
Немного добавляла остроты восприятия неизвестность, поскольку подобный вид путешествия у нас был впервые. В голове роились мысли в основном о том, сможем ли мы найти стоянку для ночевки, да и как вообще пройдет эта ночевка? И ведь боялись мы отнюдь не животных, а людей.
И все же мы радовались хорошей погоде и новым местам. Уже пересекли невидимую границу Ленинградской области и Карелии около поселка Берёзово, продолжая менять виды под хорошую музыку, тщательно подобранную в особый поездной сборник, являющейся душой наших путешествий. Без музыки впечатления от увиденного, будто без соли. С музыкой же то, что мы впитывали в свою память обретало некую обертку: захотел окунуться в воспоминания - включил трек и вот ты уже снова летишь на машине по дороге вперед, и все только начинается.
Спустя три часа от начала нашего автопробега мы свернули на грунтовую дорогу, ведущую к экопарку "Долина водопадов" – первому пункту туристических мероприятий сегодняшнего дня. Было сухо и грунтовка не вызывала абсолютно никаких нареканий, Веста же упруго катилась по ней переваривая все неровности. Напротив входа в экопарк есть достаточно пространства на импровизированной в лесу парковке, чтобы оставить довольно большое количество автомобилей. Впрочем, посетителей было не так уж много. Испив чаю с вкусняшками, мы отправились на изучение нового для нас объекта отдыха.
Вход в парк начинается с окошка кассы и оплаты билета в 400 рублей с одной персоны. Далее хорошо укатанная тропинка уходит в лесной массив, где на развилке разделяется и убегает в разные стороны кольцевого маршрута. Заботливо развешанные таблички указывали предпочтительный вариант начала обзорной экскурсии. С первых же впечатлений парк показался более ухоженным и уютным, нежели широко разрекламированная "Рускеала". Аккуратная лестница с лавочками для отдыха на площадках между пролетами, мусорные урны. Все сделано прилично и добротно.
Спуск по лестнице не самый маленький, а уклон рельефа явно доказывает, что без трапа к реке Ихаланйоки было бы спускаться некомфортно и даже опасно. Наконец лестничные ступени заканчиваются, и дальше по парку нас ведет экотропа из деревянного настила. Шумит на многочисленных порогах река пеня лесную чуть коричневую от торфа воду о камни, а воздух наполнен особым осенним ароматом приправленный легким запахом дыма от костра.
От основной тропы отходят деревянные рукава с новыми лестницами и обзорными площадками для наблюдения за изгибами лесной карельской реки. Удивляет, насколько бережно к живой природе сделана инфраструктура парка. Каждое деревце, растущее на пути тропы, стоит на своем месте, а вот дорожка напротив, приспосабливается, аккуратно огибая стволы деревьев. Впрочем, даже муравейник имеет свое веревочное ограждение и это радует. По пути тропы строятся несколько навесов в стиле шалашей для отдыха и, возможно, даже перекуса на природе.
Следуя дальше и любуясь прекрасными видами, мы почувствовали откуда-то из ближайшей стопки распила для строительства шалашей легкий, словно медовый аромат. Взяли небольшую щепку и насколько мы удивились тому аромату свежего дерева и сладости, которое эта небольшая деревяшка источала. Взяли с собой в путешествие и назвали Грутом.
Для исследования парка нам понадобился всего лишь час. Не много и не мало, да и денег своих стоит вполне. Пора двигаться далее по программе первого дня. Планов еще много, а время начинает поджимать, на часах уже 13:40. Следующий пункт программы развлечений и открытий - католическая кирха, находящаяся в 40 минутах езды по грунтовой дороге от парка, в котором мы уже отметились. Погодка приятно разыгралась, и солнца было более, чем достаточно. Мы же пылили по грунтовке, петляя по обычным для западного приладожья крутым горкам и скальным прижимам. Вот уже въехали в поселок Лумиваара и проследуя перекресток направо тут же выехали из населенного пункта. До кирхи осталось всего пару минут пути.
Остановились перед довольно необычным для нас зданием: старым и будто совершенно из другой локации, да страны вообще. Впрочем, чему можно удивляться, если еще не так давно эта территория принадлежала финнам.
Аккуратное кладбище, чистота, памятная табличка - словно антагонистичное отражение отечественных кладбищ. И, возможно, этой простоте нам стоит поучиться у финнов: не устраивать из места, где человек снова возвращается в прах из которого когда-то был создан, в базар из бессмысленных венков, свечей, конфеток и прочей явно небиблейской атрибутики.
Саму церковь мы рассматривали и изучали исключительно с архитектурной и исторической точки зрения. Светлый просторный зал с высокими белыми сводами, скамьи для посетителей и большое изображение Иисуса, смотрящего сверху, встречали любопытствующих, отворяющих довольно древние двери кирхи. После изучения первого этажа, устланного скрипучими рассохшимися досками, мы поднялись на второй этаж и прогулялись по галереям, окаймляющим общий зал. Любопытно, но у каждого окна закрытого оргстеклом были прикреплены интересные рисунки с цитатами. Определенно что-то необычное в этом было и дополняло впечатление о посещении данной достопримечательности. Под конец осмотра церкви осторожно поднялись на колокольню по узким, высоким и зачастую шатким ступеням. Осмотрели виды вокруг, ржавую крышу кирхи и голубое приветливое небо, после чего сели в наш дом на колесах и помчались в Сортавала.
До основной трассы А-121 нам еще нужно было добраться через карельскую грунтовку, поднимая и оставляя за собой густые облака пыли. Выезжая на трассу с этой второстепенной дороги, в полной мере ощущаешь всю прелесть нового ровного асфальта. На подъезде к городу Сортавала трасса извивается все больше и все круче. Ее ломает, крутит, резко поднимая и тут же низвергая вниз непростой карельский рельеф. Трафик же довольно приличный, поэтому прогноз Яндекс Навигатора явно не соответствуют действительности, посему вместо часа езды до пристани города мы тратим в полтора раза больше реального времени. И уже находясь на пирсе, вглядываясь в ладожские просторы и совершая второй перекус за день мы понимаем, что необходимо делать выбор: следовать первоначальному плану и посещать гору Паасо, а затем искать точку для ночевки уже в темноте где-то у одного из многочисленных озер рядом с трассой за городом, либо оставить эту достопримечательность на следующий раз и совершить дерзкий перегон аж за Кондопогу, где имеется апробированное по летней поездке место под ночлег.
Конечно, мы выбрали второй вариант. Хотя бы потому, что у нас была пусть и довольно далекая, но стопроцентная точка под стоянку. Рисковать и искать место в темноте, до которой оставалось от силы два с половиной часа как-то не очень хотелось. Пусть это, может быть, шло в разрез духу приключений, но опыта в подобных приключениях у нас еще не было. Посему, «отобедав», если можно так выразиться мы выехали за пределы города Сортавала и вновь принялись огибать крутой рельеф, оставленный в наследство поколениям массивным ледником.
Насмотревшись фотографий из интернета, мы предвкушали, как будем следовать по дороге, красиво огибающей Ладожское озеро. Однако таких мест было неприлично мало и особого впечатления они не произвели. Расстроились даже немного, хотя закончив упражнения по фигурному вождению, аккурат после деревни Керисюрья, выбрались на оперативный простор с довольно приличными по длине прямыми участками трассы. Встав, наконец, на круиз-контроль можно было расслабить правую педалирующую ногу и размять ноющее колено. Летим 100 км/ч между очень приятных глазу мест, примечая многочисленные съезды в чистые хвойные карельские леса.
В зеркале заднего вида картина пастельных цветов и мягкого солнечного света, пробивающегося сквозь облачную пелену. Там, в отражении уже история этой поездки и, наверное, именно в этот момент начинаешь глубоко и по-настоящему ощущать, что этот первый день уже почти прошел! Грустить, конечно, еще рано, но нечто похожее чуть тронуло сердце и заставило глубоко вздохнуть, а затем улыбнуться и вернуть взгляд вновь на дорогу, которую нам только предстояло одолеть, наполнив впечатлениями и завернув в музыкальную обертку из треков поездного сборника. Меж тем, до точки назначения нам еще оставалось ехать около двух с половиной часов.
Нежность пастельных тонов неба начала сменяться сумерками. До поселка Пряжа, где трасса А-121 «Сортавала» заканчивает свой бег и встречается с трассой Е-105 «Кола», остается не более пятнадцати минут. Мы с трепетом ждем этого момента, словно возвращаемся домой после долгих странствий. Перекресток появился даже немного неожиданно. Светофор. Зеленый свет после довольно долгого ожидания и вот мы уже на нашей безмерно любимой и родной трассе «Кола»! Сколько было нескрываемой радости от этой встречи. Сколько воспоминаний от наших поездок хранит каждый поворот этой прорезающей расстояния и время асфальтовой ленты. И вот теперь волнующая новизна неизведанных ранее локаций сменилась домашним уютом и спокойствием – мы точно знали, что будет за следующей кривой и практически были уверены, что наше место под стоянку будет свободно.
Только около девяти часов вечера, в полной темноте, наблюдая впереди лишь небольшой участок пути, освещаемый светом фар, мы съехали с трассы на отмеченную в навигаторе отворотку. Наша стоянка была свободна и это, несомненно, очень радовало, поскольку усталость как-то резко навалилась на нас. Конечно, у нас был запасной вариант на случай занятости этого удобного места – заселиться в мотель, рядом с АЗС на трассе около Кондопоги, но это был далеко не самый предпочтительный вариант.
Впервые после весенней вылазки на Финский залив и пробной ночевки в Весте мы стали примерять на себя образ настоящих вэнлайферов. Переложив сумки на передний ряд сидений, откинули задний диван, расстелили поролоновый матрас и сшив спальные мешки в одно большое одеяло, превратили обычный универсал в мини-дом с довольно уютным спальным местом.
Перед сном постояли на берегу озера и полюбовались видами, насыщенными особой, дорожной романтикой: полной луной на чистом черном небе и мерцающей в отражении на водной глади дорожки света ночного солнца.
Первый день йок, идем спать, завтра нас ждут новые приключения!