Найти тему
БИЗНЕС Online

Алексей Лопатин: «Мы не увидели рождения электронного образования, зато наблюдали конвульсии аналогового»

Пандемия не привела к рождению e-learning в России, но появился «оцифрованный бардак»

«Никто бы не хотел полететь на самолете, агрегаты двигателя которого сконструированы специалистом, изучавшим дисциплины по онлайн-курсам», — уверен завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. В блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», он рассуждает о том, почему электронное образование не «полетело» в эру пандемии коронавируса, почему оно стало уделом женщин от 35 до 44 лет, а «синие воротники» по-прежнему предпочитают учиться «глаза в глаза».

  «Тема нового блога — электронное образование. Часто обыватели смешивают понятия электронного (e-learning) и дистанционного образования» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Тема нового блога — электронное образование. Часто обыватели смешивают понятия электронного (e-learning) и дистанционного образования» Фото: «БИЗНЕС Online»

E-learning сегодня

Тема нового блога — электронное образование. Часто обыватели смешивают понятия электронного (e-learning) и дистанционного образования. Это в корне неверно. Электронное образование подразумевает реализацию комплекса инфокоммуникационных технологий, в том числе тех, которые реализуются в дистанционном формате. При этом дистанционное образование может реализовываться как с помощью электронных технологий (LMS — от англ. Learning Management System, специализированное программное обеспечение для управления всем процессом обучения, включая все виды контроля), так и с помощью аналоговых (рассылка информации по средствам обычной почты). E-learning — более объемное явление, вмещающее в себя и дистанционное образование, и онлайн-образование.

У разных социальных групп в России отношение к нему диаметрально противоположное. В зависимости от времени и конъюнктуры оно может трансформироваться от полной неприязни до консенсуса. Настороженность и даже непринятие к электронному образованию свойственно старшему поколению педагогов, которые привыкли к контактной работе «глаза в глаза». Им даже в страшном сне не могло присниться, что они не смогут напрямую общаться с учениками или студентами. Однако среди скептиков находится немало педагогов средних лет, которые относятся к «электронному „дистанту”» пессимистично.

В мире сегодня нет четкого понимания стратегии развития электронного образования. К электронному образованию в полной мере можно отнести фразу: «Оцифровать можно все, даже бардак. Но это будет все тот же, но уже оцифрованный, бардак». И действительно, если новые формы образования строятся на слабом классическом научно-образовательном контенте, то даже самая продвинутая образовательная система ничего не сможет с этим сделать. Форма не может подменить содержание. Чиновники от образования в нашей стране активно внедряют онлайн-курсы в учебный процесс для будущих педагогов, однако ждать, что появится отличный результат в виде готовых молодых специалистов, увы, не приходится.

Существует миф, что онлайн-образование сильно экономит время и ресурсы преподавателя. Действительно, когда контент курса, включая задания для самостоятельной работы и контроля, создан и загружен в систему, работы становится немного меньше, но это касается только автоматизации рутинного труда. Для реализации полномасштабного и качественного контроля за процессом формирования компетентностной модели обучающегося необходима большая работа. И это для одного студента. А что, если таких студентов целый поток — человек 70 и больше?

Не стоит забывать, что для создания полноценного курса в электронном формате необходимо затратить очень много ресурсов, включая интеллектуальные, временные, а также финансовые. При этом результат совершенно не обязательно будет очевидным.

С чего все начиналось?

Элементы электронного образования в нашей стране стали внедрять в 2013 году. Первые лет пять можно было удивляться восхищенному настрою, охватившему профессиональное академическое сообщество. Все ждали, что вот-вот наступит просветление и новая форма образования решит все прошлые и будущие проблемы. Можно вспомнить два набора в знаменитую программу «5-100» (программа повышения конкурентоспособности отечественных университетов). Она запустила гонку по созданию так называемых МООС (массовых открытых онлайн-курсов).

К 2014 году стало понятно, что они (МООС) не способны полноценно заменить традиционный контактный образовательный процесс. По статистике, не более 9–11% слушателей доходят до конца обучения. Остальные, получив необходимые знания, сходят с образовательной дистанции. Следовательно, эти курсы пригодны только как вспомогательная составляющая образовательного процесса.

У ведущих отечественных университетов тогда родилась продвинутая, по их мнению, идея о том, чтобы остальные (в основном региональные) вузы должны повсеместно использовать в образовательном процессе их онлайн-курсы. Речь шла о монополизации организационно-методической составляющей образовательного процесса отдельной группой столичных университетов. Происходить все это должно было на базе единой электронной образовательной среды.

Игры в «дистант»

Но случилась пандемия коронавируса, и все пошло по другому сценарию. В 2019–2020 годах некоторые «продвинутые» университеты решили, что смогут полноценно организовать образовательный процесс в дистанционном формате с использованием вспомогательных электронных средств. Этот оптимизм разбился о реальность. На местах дела обстояли, мягко говоря, не радужно. Несмотря на формальное наличие электронной образовательной среды в университетах, по факту ее заменяли почтовой рассылкой околонаучной информации. Ни один из университетов не готовился к масштабному переходу на «дистант» и не имел необходимого количества оборудования для поддержания всего образовательного процесса в онлайн-формате. Несмотря на бодрые заверения академической общественности, 80% преподавателей были ни технически, ни методически не готовы к тому, что им придется перестраивать образовательный процесс на ходу. Тем более с учетом зашкаливающего среднего возраста вузовских преподавателей, не владеющих современными коммуникационными технологиями.

Сейчас очевидно, что игры в полный «дистант» (по крайней мере, в части подготовки инженеров), невозможны. Приведу примеры из своей преподавательской практики. Чтобы провести лабораторные занятия по гидрогазодинамике, практические занятия по конструкции газотурбинных или ракетных двигателей или курсовому проектированию по турбонасосным агрегатам, нужно постоянно иметь перед глазами образцы реальных агрегатов. Наверное, никто бы не хотел полететь на самолете, агрегаты двигателя которого сконструированы специалистом, изучавшим дисциплины по онлайн-курсам?

Обсуждать сейчас эти месяцы «дистанта» не имеет смысла, но совершенно точно можно сказать: мы не увидели рождения нового формата — электронного образования, — зато имели возможность наблюдать конвульсии аналогового. Нужно сделать правильные выводы, провести работу над ошибками и дальше двигаться, чтобы сформировать в нашей стране собственное видение будущего электронного образования. Отсидеться в стороне не удастся (скопировать никто не даст), а значит, электронное образование сейчас является той точкой приложения усилий, в которой наша страна может и способна занять лидирующее место.

  «Будущее электронного образования туманно, но хорошо известны основные его технологии» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Будущее электронного образования туманно, но хорошо известны основные его технологии» Фото: «БИЗНЕС Online»

Технологии e-learning

Будущее электронного образования туманно, но хорошо известны основные его технологии, такие как сочетание онлайн-образования с элементами искусственного интеллекта, AR/VR-образовательные реальности и даже миры, цифровая игрофикация учебного процесса наподобие современных игр-стратегий, рассмотрение социальных и физических явлений на базе известных сказок, фильмов (для школьников средней и младшей школы), переход на контроль результатов освоения программы в форме квизов, решение практических задач и др.

Все эти технологии должны реализовываться с помощью электронной образовательной среды при минимальном непосредственном участии человека, что придает гибкость учебному процессу и обеспечивает постоянный интерес и концентрацию внимания обучающихся на важных аспектах. Это один из наиболее реалистичных подходов к формированию передовой электронной образовательной среды. Но даже в этом случае на острие методической составляющей обучения всегда находится педагог-профессионал, свободно владеющий всеми вышеназванными технологиями. К сожалению, у нас таких профессионалов-методистов совсем немного.

В общем приближении можно свести электронное образование к онлайн-образованию. Именно эта часть e-learning наиболее распространена. В законе РФ «Об образовании» нет необходимой нормативно-правовой базы в области электронного образования, и лишь единицы университетов решаются реализовывать образовательные программы в таком формате. Основная же масса вузовских, а тем более школьных программ реализуется в традиционном офлайн-формате с применением элементов электронного образования (тех же онлайн-курсов). Более широкое применение электронное образование получило в системе дополнительного профессионального образования (ДО и ДПО). В онлайн-образовании в нашей стране можно выделить три основных сегмента:

  • онлайн-образование как часть формального и неформального обучения (школы, университеты, центры ДО и ДПО, самостоятельное обучение);
  • онлайн-образование в массовом сегменте;
  • корпоративное онлайн-образование.

В этой статье мы говорим только о первом сегменте, т. е. об «онлайн-образовании как части формального и неформального обучения».

Онлайн-образование — удел женщин от 35 до 44 лет?

Кто являются активными пользователями онлайн-образования в нашей стране? Обратимся к результатам исследования российского рынка онлайн-образования, проведенного интернет-университетом «Нетология». Как выяснилось, прекрасная половина нашей страны наиболее активна в использовании онлайн-образования. Наиболее интересно онлайн-обучение возрастной группе 35–44 лет. На втором месте с небольшим отставанием идет категория от 25 до 34 лет. Здесь речь идет о послевузовском образовании, когда обучающиеся еще в расцвете сил и способны к подвигам на ниве самообучения. Немного отстает с 19,8% более старшее поколение (45–55 лет). Онлайн-образование во время обучения в вузе (18–24 года) занимает почетное четвертое место — с всего лишь 13,7%. Пока оно не смогло повсеместно завоевать умы студентов и педагогов и стать доминирующим направлением распространения знаний в отечественных университетах.

Интересна раскладка онлайн-обучающихся по их уровню образования. Оказывается, использование современных технологий — это удел образованных людей, нуждающихся в дополнительных компетенциях и способных к повышению своего уровня (20,7% — люди со средним образованием и 55,9% — с незаконченным высшим и высшим). Онлайн-образование наиболее распространено у категорий людей старше школьного или университетского возраста, что свидетельствует о невысокой популярности самостоятельного образования в нашей стране в период прохождения формального обучения (школа и университет). В категории ребят с начальным и неполным среднем образованием образовательные платформы применяются скорее как дополнительный инструмент повседневного образовательного процесса (0,7 и 3,4% соответственно). Думаю, эти цифры будут меняться от региона к региону в зависимости от развитости информационной инфраструктуры, глубины проникновения интернета, а также финансовых возможностей населения.

В географии применения онлайн-образования ожидаемо лидерство столичных регионов. Причем Москва и Московская область лидируют с гигантским отрывом в 30,8%, обгоняя все города-миллионники, вместе взятые. Это симптоматично, ведь там сосредоточены все современные технологии, в том числе образовательные. Судя по числу обучающихся в Москве и Московской области (5 млн 570 тыс. человек), онлайн-образование там проникло во все сферы общественной жизни в большинстве возрастных категорий.

На втором месте с более скромными 20,7% и аудиторией в 3 млн 750 тыс. обучающихся стоят города-миллионники (всего 16 таких городов в РФ). Цифры наглядно свидетельствуют об отставании региональных столиц в технологиях современного образования от уровня московского «ядра». Можно предположить, что показатели проникновения онлайн-образования в регионах пропорционально ниже по каждой категории, а именно — школы, университеты, центры ДПО и т. д. Зато приятно, что 16,3% получавших онлайн-образование живут в селах. Скорее всего, этот показатель складывается из молодежи, занимающейся дополнительно к традиционному обучению в школах и других учебных заведениях.

В тренде IT-профессии, в аутсайдерах — курсы для «синих воротничов»

Интересен количественный состав обучающихся и их финансовые затраты на онлайн-обучение. Сюрпризов нет. В тренде программы по IT-профессиям. Причем курсы по этим направлениям приносят владельцам онлайн-школ и самую большую выручку. На втором месте по охвату программы в сфере «Профессии и образования». При этом они лишь третьи по доходам, уступая место программам в области «Финансы, бухгалтерия, право». К сожалению, в нашей стране по-прежнему все, что связано с образованием, стоит меньше, чем «Финансы и право». Очень популярны направления «Красоты, спорта и здоровья». В наше время здоровый образ жизни является новой нормальностью, и это не может не радовать.

Зато все, что связано с практической производственной деятельностью (направление «Производство, строительство, ремонт») слабо востребовано в цифровом формате. Как я люблю повторять: «Хорошее инженерно-техническое образование передается преимущественно воздушно-капельным путем». По финансовым показателям программы онлайн-обучения из этой сферы стоят на третьем месте снизу, а по охвату аудитории — на предпоследнем. Ни студенты, ни работающие граждане не хотят тратиться на то, что лучше делать вофлайн. Эти цифры коррелируются с тем сопротивлением, которое возникало в технических университетах при попытках перевести даже часть из образовательного процесса в онлайн.

Наиболее значимыми преимуществами онлайн-образования россияне называют вопросы удобства и комфорта обучения: «позволяет учиться в удобное время», «позволяет учиться из любой точки мира», «позволяет сэкономить время и деньги» и «обучение происходит в интерактивном режиме». А «возможность учиться у заслуженных преподавателей», увы, стоит лишь на пятом месте.

Из недостатков онлайн-образования первое место занял ответ «возможные технические сбои в ходе обучения». И лишь на второй и третьей позициях со значительным отставанием идут ответы — «нет контакта с преподавателем» и «отсутствие мотивации и контроля без преподавателя».

***

В начале статьи я упомянул, что электронное образование — это только форма реализации образовательного процесса, но ни в коем случае не его суть. В этом кроется ключевая идея — если обычный образовательный процесс не конкурентен, то никакие образовательные технологии не способны его улучшить. Следовательно, когда мы говорим о конкурентности электронного образования, мы должны понимать, что она напрямую будет зависеть от исходного качества «аналогового образования».

Алексей Лопатин
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц