Пилотный проект по онлайн-продаже рецептурных лекарств физлицам пока так и не заработал. Его запуск был анонсирован на 1 марта. Эксперимент должен был начаться в Москве, Московской и Белгородской областях. Причина задержки в том, что еще нет всех необходимых нормативно-правовых актов, необходимых для реализации «пилота», пишет РБК со ссылкой на источники в фармбизнесе.
В Минздраве заверяют, что все документы, которые ведомство должно было подготовить для этого проекта, «приняты в срок». Комментирует директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов:
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Дело в том, что помимо принятия этого документа о старте пилота, необходимо принять целый ряд административных процедур, как это все будет работать. В регионах, где должен был стартовать пилот, не разработали в срок административные процедуры, и пилот не запустился. То есть фактически регуляторы, разработчики прошляпили старт начала пилотного проекта, хотя тут можно, конечно, трактовать двояко, может быть, это и есть часть пилотного проекта. По большому счету, учитывая, что пилот рассчитан на три года, задержка в месяц-два-три и даже в полгода не критична. Другое дело, что пилотный проект, который рассчитан на три года, можно было спокойно завершить за год. Если грамотно планировать те процедуры, которые предполагает этот проект, можно было обернуться и гораздо более быстрыми сроками, за полгода-год спокойно можно провести пилот, решить все необходимые вопросы, закрыть в нормальном промышленном режиме и [ввести] в эксплуатацию проект. Какие-то потери, если есть, они только виртуальные, никто не рассчитывал, что это будет быстро».
Как сообщалось, рецепты должны быть выписаны только в электронном виде. Они размещаются в специальном разделе на «Госуслугах». При доставке лекарства курьер должен проверить документ, удостоверяющий личность, чтобы убедиться: он выдает лекарство тому человеку, кому был выдан рецепт.
Почему онлайн-доставка лекарств по рецепту пока не заработала, рассуждает директор по развитию бизнеса компании «Авеста Фармацевтика» Олег Купленский:
Олег Купленский директор по развитию бизнеса компании «Авеста Фармацевтика» «Сложности, связанные с несколькими факторами. Насколько я знаю, к активной продаже рецептурных лекарственных средств хотели присоединиться маркетплейсы, но в последний момент, незадолго до старта пилотного проекта, выяснилось, что там требуется дополнительная интеграция с сервисом ЕМИАС, это информационный сервис медицинских учреждений, то есть там, где находится электронный рецепт. Представительная задача по интеграции не позволила присоединиться к эксперименту в самом начале. Вторая причина, что все-таки вопрос дистанционной торговли лекарственными средствами был слишком перегрет, потому что по факту при том количестве аптечных организаций, которые находятся в крупнейших городах России, доставка может вызывать интерес не такой большой аудитории граждан. Тоже большой вопрос о доставке рецептурных лекарственных средств. Это механизм идентификации пациентов, ведь изначально говорилось, что аудитория доставки рецептурных лекарственных средств — как раз лежачие больные, то есть которые не могут самостоятельно посетить аптеку, чтобы получить препарат по рецепту. В данном случае каким образом будет идентификация получателя со стороны курьера, непонятно. Если человек лежачий и как бы не в состоянии того же курьера встретить, допустим, родственники, наверное, не совсем правильно будут идентифицированы как получатели. Родственникам ничего не мешает сходить в аптеку, которая находится в шаговой доступности от дома».
В Москве к эксперименту подключились всего четыре аптеки. Это «Самсон-Фарма», «Планета ТМ», «Эркафарм» и «Еаптека». На их сайтах можно заказать рецептурные препараты онлайн, но вместо доставки пока только самовывоз.