Согласно отчёту юридической фирмы Boies Schiller Flexner LLP, чтобы помочь Мухтару Аблязову вывести похищенные активы, Ильяс Храпунов обратился к бывшему помощнику Дональда Трампа – Феликсу Сатеру. Что предприняли участники сговора, расскажет Orda.kz
В первой части истории Orda.kz рассказала, как Ильяс Храпунов помогал Мухтару Аблязову отмывать активы из БТА Банка посредством подставных счетов печально известного банка FBMA, который был закрыт в 2015 году. Согласно отчёту, отмывание активов началось после того, как британский суд вынес постановление о замораживании активов Аблязова по всему миру. Orda.kz напоминает, что в документе они называются “Всемирными приказами о замораживании”.
Партнёрство Сатера и Ильяса Храпунова
Итак, из документа следует, что по просьбе Аблязова Ильяс Храпунов перевёл украденные средства из БТА Банка на счёт Геннадия Петелина, родственника беглого олигарха и бывшего помощника Виктора Чердомырдина. Храпунову-младшему осталось вывести из FBME около 440 миллионов долларов украденных средств. Он обратился к Феликсу Сатеру, у которого был большой опыт в отмывании денег.
В отчёте юристов говорится, что в сентябре 2007 года Сатер познакомился с Аблязовым на свадьбе его дочери, Мадины Аблязовой и Ильяса Храпунова. На семейном торжестве или вскоре после него, Сатеру стало известно о многомиллиардной схеме Аблязова по обману БТА Банка.
Храпунов-младший обратился к Сатеру с просьбой посодействовать ему в отмывании денег в конце 2011 года. Таким образом, Сатер сознательно присоединился к существующему заговору между Аблязовым и Храпуновым. Тем самым, втроем они нарушили постановление о замораживании украденных активов БТА Банка.
В отчёте юристы указывают, что Сатер знал о двух ключевых моментах. Во-первых, украденные средства состояли преимущественно из активов Аблязова вперемешку с средствами семьи Храпунова, на членов которой тоже распространяются постановления о замораживании.
Во-вторых, постановление суда запрещало любую растрату активов Аблязова.
В отчёте сообщается, что Храпунов-младший неоднократно говорил Сатеру и его помощникам, что большая часть активов принадлежит самому Аблязову.
Согласно документу, Храпунов обсудил условия участия Сатера, в том числе его компенсацию за помощь. Примерно в начале 2012 года Сатер подписал соглашение о консультационных услугах со Swiss Promotion Group (SPG). Этой компанией владеет и управляет Храпунов — младший и через нее предполагалось отмывать украденные средства.
После заключения договора Храпунов-младший решил отмыть деньги с помощью инвестиций в недвижимость, в том числе в США. В отчёте указано, что Ильяс решил сделать это, действуя, используя опыт Сатера.
Обсуждение мошеннических схем в Башне Трампа
В документе юристы указывают, что примерно в 2010 и 2011 годах, когда Храпунов- младший и Сатер начали обсуждать схемы по отмыванию средств, последний располагал офисами в башне Трампа в Нью-Йорке. Он позиционировал себя как «старший советник Дональда Трампа» — так и было написано в личной карточке Феликса Сатера.
В отчёте говорится, что статус старшего советника усиливал впечатление о Сатере как профессионала по инвестициям в недвижимость США. Кроме того, у него были связи среди акул бизнес-сообщества Нью-Йорка, занимающихся недвижимостью. Он воспользовался этими контактами для отмывания украденных средств.
В документе юристы рассказывают, как проходили встречи между Сатером и Храпуновым-младшим. Они регулярно обсуждали постановления о замораживании, в том числе коснувшиеся активов семьи Храпунова.
Кроме того, в документе указано, что Сатер лично организовывал встречи между Ильясом Храпуновым и Дональдом Трампом для обсуждения возможных инвестиций. Юристы отметили в отчёте, что нет информации, что оба раскрыли Трампу незаконное происхождение украденных средств или что бывший президент США каким-либо образом участвовал в делах Сатера и Храпунова.