Если умирает человек из правящей династии, да ещё при загадочных обстоятельствах, как тут не появиться самозванцам? Это же самая благоприятная почва для обманщиков. Любители лёгкой наживы так и слетаются на лакомый кусок.
После того как расстреляли Николай II и близких ему людей, тут и там начали появляться слухи о спасшихся наследниках. В этом поспособствовало само правительство, которые заявляло, что император убит, а его семья находится в неком "надёжном месте".
Первое появление Анны Андерсон
История Анны Андерсон началась как это не странно с несостоявшегося самоубийства. В 1920 году немецкий полицейский спас девушку от прыжка с Бендлерского моста. Задержанную доставили в ближайший участок. Позже Андерсон связала эту ситуацию со своей новой личностью "Анастасией". Будто бы она приехала к родственнице Ирене Гессен-Дармштадтской, но та не признала её. Она впала в отчаяние и решила покончить с жизнью.
Незнакомка оказалась сильно истощена, не отвечала на вопросы, и страдала меланхолией, поэтому её направили в больницу для бедных. Но оценив состояние больной, решили перевести в психиатрическую клинику. Там девушка провела полтора года. Врачи обнаружили на её спине множество следов от огнестрельных ранений. Никакой информации о себе она не рассказала, из-за чего в графе "имя" так и значилось фройляйн Унбекант, т.е "неизвестная". Одна медсестра утверждала, что пациентка понимает по-русски, другая, что по-польски, но читала и говорила она исключительно на немецком.
От Неизвестной до княжны Татьяны
Идею стать Анастасией, подала соседка по палате Мария Пойтерт. Когда ей в руки попал свежий номер газеты с фотографией царской семьи, она отметила как незнакомка похожа на одну из дочерей Николая II. Правда, Мария посчитала, что это Татьяна. Пойтерт страдала манией преследования, до того, как попасть в психиатрическую клинику, она работала швеёй, в частности и в России. Она решила выяснить этот вопрос лично у своей соседки, но незнакомка на всё вопросы отвечала: "Молчи! ".
Пойтерт выписалась из клиники в январе 1922 года и тут же приступила к поиску доказательств. Уже весной она познакомилась с эмигрирующим из России капитаном М. Н. Швабе, который навестил незнакомку в клинике, но у него остались сомнения на её счёт. Тогда он попросил подругу царских дочерей — Зинаиду Толстую, поговорить с девушкой. "Анастасия" всячески прятала лицо, не отвечала на вопросы, но несмотря на это, Толстая решила, что это могла быть Татьяна. Эта новость всколыхнула высший свет, многие захотели лично посмотреть на выжившую наследницу русского престола.
Следующей на встречу пришла одна из фрейлин императрицы Александры Фёдоровны — София Буксгевден. Она также склонялась к мнению, что это могла быть Татьяна, но рассмотрев её лицо полностью, заверила, что к царской семье больная не имеет никакого отношения.
История о чудесном спасении
Как ни странно у незнакомки появились покровители, баронесса Мария фон Кляйст договорилась с врачами, и больную отпустили к ней домой. Девушка утверждала, что она является Анастасией Романовой, но раз это не было доказано, её решили называть Анной. Фамилия Андерсон появилась позднее, когда она жила в США, незнакомка снимала номер в гостинице, там она представилась как "мисс Анна Андерсон" и именно это имя закрепилось за ней в истории.
На новом месте девушка начала выдавать подробности из своей жизни. Она рассказала, что в ночь убийства была со всеми, но спряталась за Татьяну. Она потеряла сознание от нескольких ударов, а затем очнулась в доме некого солдата Александра Чайковского. Вместе с ним девушка сбежала в Румынию, где родила от спасителя сына. Вскоре Чайковский погиб, а Анна, опасаясь преследования, перебралась в Берлин
Поиск дома и бесконечные проверки
Анна поссорилась с приютившей её баронессой и ушла из дома, но новый ореол славы не даёт оказаться на улице. Она кочует из одного места в другое. Девушка дольше всего задерживается у доктора Грунберга. Он организовывает тайную проверку для своей гостьи и приводит в дом принцессу Ирен.
Тетя Анастасии заявила, что девушка слегка похожа на Татьяну, но явно не является её родственницей. Вскоре доктор Грунберг перепоручил заботы об Анне, писательнице и скульптору Гарриет фон Ратлеф. Существует две версии, почему всё благодетели в итоге выгоняли Анну: либо убедившись, что она самозванка, либо устав от психически больного человека. Но на этот раз кандидатура попалась удачная госпожа фон Ратлеф верила девушки и поддерживала её.
Слухи о спасшийся Романовой прошли по всей Европе. Бабушка Анастасии — императрица Мария Фёдоровна, так же решила проверить эту информацию. Она отправила на встречу с Анной камердинера Волкова, который чудом избежал убийства вместе с царской семьёй в Екатеринбурге. Приближённые Анны заявляли, что слуга признал Анастасию, при этом сам Волков утверждал обратное.
Далее Анну посетил учитель императорских детей Пьер Жильяр, который также не заметил какого-либо сходства.
Ольга Александровна — тётя Анастасии, знала о всех отчётах слуг, но была в сомнениях и решила удостовериться во всём лично. Она встретилась с Анной, но, как и предыдущие посетители разочаровалась в увиденном.
Язык — враг мой
Тем временам Анна настолько вошла в роль, что начала выдумывать некие факты. Так, она заявила, что в разгар Первой мировой войны Великий герцог Эрнст-Людвиг Гессенский, совершил поездку в Россию. Если бы все поверили в эту историю, то герцога сочли бы предателем. Чтобы уличить самозванку во лжи, Гессенский нанимает детектива.
Сыщик Мартин Кнопф выяснил, что Анна на самом деле являлись полькой Франциской Ченстковской. В 1914 году 17-летняя Франциска переезжает в Берлин, меняет фамилию на местный манер и становиться Шанцковской. Некоторое время она работала кем придется, а затем устроилась на фабрику со взрывчатыми веществами. В 1916 году Франциска упала в обморок, уронила гранату из-за чего получила лёгкие ранения. После этого случая её признали психически невменяемой, девушка кочевала по больницам, пока таинственным образом не пропала. Герцог устроил очную ставку с родственниками Шанцковской, они признали в ней Франциску, но отказались подписать официальные документы.
Анастасия или нет?
Мнение высшего света разделилось, кто-то был уверен, что это Анастасия Николаевна, другие отрицали это. Сходством с Анастасией являлась редкая болезнь ног, и идентичный почерк, наличие шрамов. При этом Анна была похожа на царскую дочь лишь цветом глаз. Она не знала русский язык, не знала православных обычаев, не узнавала близких ей людей, а факты, которые она выдавала за воспоминания, могла легко почерпнуть из книг, либо услышать от русских эмигрантов. Сама же Анна обосновывала свои пробелы в памяти амнезией. В 1938 году Андерсон подала в суд, чтобы добиться признания. Процесс длился 39 лет, по итогу суд вынес вердикт, что она не является членом семьи Романовых.
Анна скиталась от одного дома к другому, сменяя уютные жилища на больничные палаты. В 60-х годах Анна вышла замуж за американца Джона Манахана. Она скончалась в возрасте 87 лет, её тело по личному желанию кремировали в тот же день.
Точку в этой истории (или запятую) поставили найденные позже образцы тканей Анны Андерсон. Их предоставил госпиталь Марты Джефферсон, где "Анастасии" делали операцию. Также в книге, принадлежавшей её мужу, нашли подписанный конверт с волосами "Анастасии". Полученный ДНК сравнили с образцами царской семьи, а также с образцом взятым у принца Филлипа, чья бабушка являлась сестрой Александры Фёдоровны. Исследование показало отрицательный результат, зато когда ДНК сравнили с образцом внучатого племянника Франциски, то получили положительный ответ. Однако и это открытие ничуть не смутило сторонников Анны Андерсон, которые посчитали, что данные могли сфабриковать.