Каждый день любая логистическая компания использует в своей работе большое количество информации из разных источников. Например, на железной дороге данные поступают от перевозчика, грузоотправителя, оператора, получателя груза и других участников процесса. И это внушительный объем.
Как можно упростить и автоматизировать работу с массивом информации? Мы в ПГК задались этим вопросом и нашли решение – начали использовать аналитическую платформу Qlik Sense. Начальник отдела аналитической работы Илья Меньшов рассказал в статье о том, как внедряли систему в компании и как используем ее функционал.
Разрозненные данные и что с ними делать
В компании существовало много систем, откуда сотрудники брали необходимые данные. Однако эти системы не имели между собой логической связи. Из-за этого могли возникать ошибки, некоторые данные дублировались.
Чтобы выгрузить данные, сотрудникам приходилось использовать множество программ. Это отнимало много времени, поэтому оперативно предоставить данные коллегам было не всегда возможно. Например, порядка 30-40 минут уходило на выгрузку информации по заявкам на месяц из ERP-системы, порядка 20 минут занимала обработка данных по дислокации вагонов из другой ИТ-системы. Из-за того, что наименования станций и других названий между системами разнились, еще час необходимо было потратить на мэппинг данных и формирование сводных таблиц. К вечеру информация уже устаревала, и процесс необходимо было запускать заново. Учитывая, что разного рода данные необходимы для ежедневного принятия решений, такая работа с информацией в полу-ручном режиме замедляла внутренние процессы.
Кроме того, не хватало инфографики для лучшего восприятия большого объема данных вместо сухих Excel-таблиц.
Мы поняли, что нам нужен инструмент, который поможет видеть общие бизнес-показатели по компании в целом. Сотрудники ПГК изучили разные сервисы и решили унифицировать данные с помощью системы бизнес-анализа Qlik Sense. Для этого написали алгоритм, который соединил их в одном месте.
Учитывая, что у компании есть подразделения в разных городах страны, нам было особенно важно иметь единую платформу с общим доступом. Поэтому разработку мы тиражировали и в филиалы.
Какие опции есть
Сейчас на платформе собраны блоки с информацией о перевозках в разных разрезах. Они отображаются в виде отдельных приложений с интерактивными панелями – дашбордов. Например, данные по наличию парка, загруженности станций, выполнению выгрузки, анализ выполнения продаж, дислокация вагонов, оперативные данные. Всего более 50 таких дашбордов, где необходимые показатели по нужному направлению собраны воедино с графиками.
Вся эта информация актуальна, она обновляется ежедневно: автоматически подтягивается из внутренних систем ПГК и ERP-системы. Поэтому сотрудники из разных функциональных блоков, а также руководство компании видит актуальную статистику и аналитику, а также проблемные точки и могут оперативно реагировать на них. К слову, железная дорога генерирует огромное количество данных, о том, какая информация необходима для осуществления грузоперевозок мы писали в статье на Хабре.
Расскажем чуть подробнее про существующие дашборды.
Дислокация парка. В ПГК уже были инструменты, которые позволяли отслеживать расположение парка, но они имели свои недостатки.
Qlik Sense помогла упростить повседневные бизнес-задачи благодаря своей мощности, широким аналитическим возможностям и новым опциям.
В разделе «Дислокация» сотрудники видят сразу три блока с информацией:
· Наличие вагонов на станции и сколько вагонов в ближайшее время прибудет на станцию;
· Карту дислокации, где можно наблюдать текущее расположение парка на разных участках железной дороги;
· Детализированную таблицу с данными, которая позволяет глубже проанализировать выбранные вагоны: посмотреть вид груза, объем перевозки, дату и время последней операции, станцию отправления и назначения, грузоотправителя и так далее.
Интерактивная карта гружёных и порожних вагонопотоков. Её удалось реализовать с помощью привязки железнодорожных станций к геолокации. Карта помогает в режиме реального времени отслеживать выполнение плана продаж в разрезе клиентов, станций, филиалов, следить за отправкой вагонов и простоями на станциях.
Тепловая карта дефицита и профицита парка. С помощью разных цветов на такой карте показано, в каких регионах вагонов недостаточно и сколько парка не хватает для выполнения запланированных объемов погрузки. Так, ярко-красным выделены регионы с острой нехваткой вагонов, а бледно-серым те, где вагонов достаточно.
Отслеживание структуры продаж и доходности клиентов. Оно позволяет получать актуальные данные, как меняется география перевозок, оборот, начальные конечные операции с вагонами и подсыл вагонов. Это выстраивает прямую связь с доходностью и помогает принять правильные управленческие решения.
Дашборд директора филиала. В этом приложении собраны данные по каждому из 13 филиалов компании. Информация обновляется каждое утро.
Здесь представлены все основные показатели в виде графиков, диаграмм и таблиц, например:
- выполнение плана продаж,
- динамика погрузки и выгрузки по дням,
- какое количество длительно простаивающих вагонов и на каких станциях,
- динамика простоев вагонов под погрузкой и выгрузкой и так далее.
Что в итоге
Сейчас в компании более 30 команд используют эту систему в работе, и мы продолжаем подключать к ней все больше пользователей.
Наши разработчики лично помогают новичкам вникнуть в процесс. Также совместно с производителями платформы, мы создали двухдневный курс, где проводим регулярное обучение сотрудников.
Благодаря внедрению платформы:
— оперативный доступ к актуальной информации есть у всех подразделений,
— сотрудники говорят на одном языке;
— вся информация структурирована и находится в одном месте;
— минимум ошибок, в том числе дублирования данных;
— доступна аналитика по каждому филиалу;
— работать стало быстрее и комфортнее;
— большие таблицы заменили инфографики.
Мы регулярно совершенствуем программу и дорабатываем её функционал, чтобы сделать работу с большим объемом данных понятнее и проще.
Помимо профессиональных разработчиков значительную часть приложений с дашбордами создают команды аналитиков, владеющие базовыми языками программирования или только изучающих их. К слову, все больше сотрудников ПГК интересуется цифровизацией и автоматизацией рабочих процессов, изучают различные инструменты, в том числе в нашей «Школе цифры», и применяют в своей работе.
В нашем портфеле уже более 150 реализованных цифровых решений, а также 6 уникальных IT-продуктов.
Чтобы следить за развитием ПГК и интересными кейсами компании, подписывайтесь на наш канал в Дзене.