Найти тему
Горком36 | Воронеж

Воронежский краевед рассказал, какие исторические тайны «зарыты» в микрорайоне Тенистый

Сложно представить, что когда-то в этом месте Дон был широким и судоходным. Строились баржи и корабли. А на месте нынешних огородов располагались именитые дачи, и съезжался сюда самый цвет губернии. Известный воронежский краевед и писатель Владимир ЕЛЕЦКИХ раскрыл нашим читателям секреты этого загадочного и исторически заповедного места.

– По информативной насыщенности равных ему в Воронеже нет. Здесь начали строиться первые корабли и грузовые баржи, а еще в допетровское время располагалась единственная в городе пристань – Вилковская, куда приходили купеческие суда, – рассказывает Владимир Елецких.

БУРЛАКИ НА ДОНУ

Именно здесь начался расцвет судорабочих – бурлацких артелей. Как правило, судовладельцы договаривались через своих приказчиков или лоцманов с представителем артели профессиональных бурлаков заранее. Краевед поясняет, что наем проводился в январе-феврале, и бурлак получал в задаток половину от причитающейся суммы. К концу февраля – началу марта начиналась загрузка судна. Но самые опытные и ценные работники, как правило, нанимались на сплав уже перед навигацией. На Вилковской пристани бурлаки проживали с момента найма. Здесь были построены специальные избы-зимовки. В любую погоду рабочий люд уже грузил товары и подготавливал судно к навигации. Она начиналась в конце апреля – первых числах мая, чтобы не упустить полую воду.

УКРАШЕНИЕ КУПЕЧЕСТВА И ГУБЕРНАТОРОВ

Среди судовладельцев Вилковской пристани был и почетный гражданин города Иван Клочков. «Это был человек, на которого всегда и во всем можно было положиться, которому можно было вверить какие угодно капиталы и без всяких записей… Таким знали Ивана Николаевича Петербург и Москва, Рига и Одесса. Без преувеличения, покойного можно считать украшением не только здешнего, но и российского вообще купечества» – так было написано в 1882 году в некрологе после кончины Ивана Клочкова.

Клочковы на собственные средства строили госпитали и сиротские приюты, ночлежки для бездомных и больницы. На эти цели семейство выделяло отдельную статью расходов.

Одно из их имений – хутор Клочков – располагался на месте нынешнего микрорайона Тенистый рядом с древней Вилковской пристанью. Но, что интересно, основанный в 1798 году хутор был расположен в месте, где прежде «находился Государев сад, насажденный Императором Петром Первым разными плодовитыми деревьями и Венгерских лоз виноградом, также другими растениями и травами, которыя по произведенным от самого Государя опытам могли тут расти. При сем саде был и летний загородний дом, в коем Губернаторы летом живали, а в близи казенная дубовая роща на 120 десятинах. В сих местах бывало летнее для всего города гулянье. Но все сие в 1798 году высочайше пожаловано в партикулярное владение», – так писал об этих местах вдоль нынешней улицы Берег Реки Дон выдающийся воронежец, церковный историк и библиограф, митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов.

ПЬЕДЕСТАЛ ДЛЯ ПЕТРА

– В 1857 году в шести верстах от Павловска, на правом берегу Дона, было открыто гранитное месторождение. 27 ноября того же года по поручению губернатора для осмотра гранита выехал архитектор Александр Кюи. 21 июля 1859 года семь гранитных глыб весом от 150 до 300 пудов каждая были выгружены на Вилковской пристани, которая находилась в имении Клочковых. Иван Клочков тогда предоставил свои барки с целью перевозки в Воронеж этого гранита. Можно представить себе, сколько труда было затрачено, чтобы такую громадину в полторы тысячи пудов с берега реки Дон доставить в Петровский сквер Воронежа, где после длительной шлифовки и гранения пьедестал установили на постоянное место, – рассказывает Владимир Елецких.

Сейчас в одном из частных дворов Тенистого, которые спускаются к Дону, на земле перед домом красуется огромный гранитный камень. И это не ландшафтный дизайн – несколько лет назад глыба была откопана прямо здесь. Камень лежит в сотне метров от места бывшей Вилковской пристани и по цвету идентичен пьедесталу в Петровском сквере.

А еще жители находят здесь по берегу старинные монеты и гвозди.

ЭЛИТНЫЕ ДАЧИ И ДОНСКОЙ СПОРТ

А еще в этом месте в XIX веке располагались именитые дачи Василия Веретенникова и Константина Федяевского.

– В 1858 году Василий Веретенников стал городским головой Воронежа, и в этой должности отстаивал права городского самоуправления, вступив в конфликт с губернатором. Затем с 1871 года – стал Гласным городской Думы. Также он был одним из организаторов Мариинской женской гимназии в Воронеже и школ в Воронежском уезде. Оказывал материальную поддержку Александринскому детскому приюту и покровительствовал Ивану Никитину. Константин Федяевский – личность тоже уникальная. В 1859 году он окончил Московский императорский университет и получил звание «лекарь», а через три года – место врача при воронежском тюремном замке. В 1869 году по инициативе Федяевского в Воронеже открылось Губернское научное общество врачей, а с 1870 года он стал старшим врачом губернской земской больницы. Так вот, с Веретенниковыми Федяевский породнился через жену Елизавету, которая была из этого знаменитого воронежского рода. А еще она приходилась двоюродной сестрой Александру Николаевичу Панину-Коломенкину – отцу первого российского олимпийского чемпиона Николая Панина-Коломенкина. Николай часто гостил у Федяевских летом. Здесь на хуторе располагались и другие загородные дома многочисленного рода Клочковых, поэтому у молодого Панина-Коломенкина оказалось много сверстников. Петербуржец, да еще и спортсмен, он быстро приобрел у них авторитет, – рассказывает Владимир Елецких.

Именно здесь, в имении своих родственников и на месте нынешних частных дворов микрорайона Тенистый олимпийский чемпион и шестикратный чемпион России по фигурному катанию Николай Панин-Коломенкин в XIX веке основал «Донской кружок любителей спорта». В кружке занимались в основном водными видами спорта и легкой атлетикой.

– Каждое лето веселая компания известных воронежских семей – Киселевых, Федяевских, Шауровых, Каченовских – встречались на даче Федяевских «Вилковская пристань» на Дону. Время проводили весело: устраивали любительские спектакли, ставили «живые картины», выпускали иллюстрированные рукописные журналы: «По белу свету», «Луч», «Звезда», «Дачная брехня», – рассказывает краевед.

И уже чуть меньше века спустя, 2 августа 1930 года, в этом же месте высадился первый в мире воздушный десант. Две боевые группы возглавляли Леонид Минов и Яков Мошковский.

А летом 1942 года территория нынешнего поселка Тенистый стала местом тяжелых кровопролитных боев. Но это уже другая – новая история города и страны.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц