Принятие ислама оказала большое влияние на общественное устройство народов Дагестана.
В доисламский период его основной единицей, как и у остальных народов Северного Кавказа, являлся клан.
В Дагестане он назывался тухум.
Тухум представлял собой совокупность родственников по мужской линии, имеющих общего предка. От его имени, места происхождения или вида ремесла (занятия) его прославившего обычно и происходило название тухума.
Состоял тухум из патриархальных семей. Он имел свою священную гору, а также отдельное кладбище, которое регулярно посещалось для поминовения предков. Изначально тухум занимал особую территорию. Причём пастбища составляли общее достояние.
В случае военной угрозы или для нападения на врага тухумы объединялись. Такой военный союз в отечественной литературе обычно называется «вольное общество».
О военном характере «вольных обществ» говорят их наименования. Так, к примеру, вольные общества даргинцев назывались:
- Акушала х уреба,
- Цударила х уреба,
- Хуркила х уреба,
- Микх или х уреба, где первая часть названия обозначала территорию, а вторую (х уреба) можно перевести как «ополчение».
Подобные военные союзы у аварцев именовались «бо», у лезгин – «пара», у кумыков — «табун».
В исламский период тухумы объединяются в джамааты (общины прихожан одной мечети). Создаются новые общие поселения – аулы. В них каждый тухум первоначально занимал особый квартал (магал). Затем происходит смешение (в одном магале живут представители разных тухумов или же члены одного тухума живут в разных магалах).
Так аул Ихрек в Рутульском районе образовался в результате того, что представители семи тухумов поселились в одном месте. Они образовали нынешний Ихрек по кварталам. Постепенно число магалов в Ихреке уменьшилось до четырех. Их названия потеряли связь с наименованиями тухумов. Например, один из магалов аула обозначается как «верхний», жители другого известны как «острословы».
В Ихреке находится одна из древнейших в Дагестане мечетей. Она была отреставрирована в 1016–1017 гг., то есть построена ещё раньше. Мечети возводятся и во многих других местах Дагестана. Так к XI–XII вв. относится сохранившаяся до сих пор мечеть в селении Рича (Агульский район).
Богослужение и религиозные обряды в мечети организовывал имам. В переводе с арабского это слово означает «идущий впереди», «ведущий за собой». В случае если имам обладал даром красноречия и проводил пятничную проповедь, хутбу, он назывался имам-хатыб. Весьма авторитетным лицом в джамаате являлся кади (судья).
У мечети имелась своя собственность. Она называлась вакф и формировалась из добровольных пожертвований земли и другого приносящего доход имущества в пользу мечети. В свою очередь мечеть часто отдавала эту землю в пользование бедным общинникам на определенный срок, как правило, за часть урожая. В некоторых селениях вакфом распоряжался непосредственно джамаат. Получаемые с вакфа доходы шли на содержание мечетей и на оказание помощи обедневшим членам общины. На благотворительные нужды также шёл особый налог – закят, которым распоряжалось духовенство.
Доходы самого духовенства складывались в основном из добровольных приношений и платы за религиозные требы (обрезание, совершение свадебных и похоронных обрядов и т.д.). Часть этих средств шла на содержание школ (мектебов, медресе).