Найти тему

РАБКРИН в Царицыне давал возможность всем попробовать себя в управленческой работе

Система органов народного контроля в СССР впервые была организована по инициативе В. И. Ленина в форме рабоче-крестьянской инспекции – РабКрИна или РКИ. С самого момента основания 7 февраля 1920 года эту организацию возглавил Иосиф Сталин.

В.И.Ленин указывал, что перед системой контроля в социалистическом государстве стоит цель: «всю трудящуюся массу, и мужчин и женщин особенного, провести через участие в Рабоче-крестьянской инспекции».

В задачи Рабоче-крестьянской инспекции входили – учет материальных ценностей и продовольствия, ограничение частного капитала и совершенствование государственного аппарата.

На заводах и фабриках, на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях Царицына были организованы выборы в РКИ. В инструкции о порядке выборов в РКИ были зафиксированы следующие цели работы РКИ: прежде всего эта организация формировалась с тем, чтобы дать возможность всем слоям населения попробовать себя в управленческой работе. Все делегированные для участия в РКИ как в центре, так и на местах, обязаны не реже одного раза в месяц предоставлять отчеты в устной или письменной форме о своих работах делегировавшему их собранию избирателей. Все временно делегируемые представители в РКИ сохраняли за собой должности, средний заработок и льготы того учреждения откуда они посланы. Работа на заседания оплачивалась почасовая – 50 руб. в час, но не свыше 150 руб.

Состав сотрудников РКИ постоянно менялся, чтобы постепенно все рабочие и работницы каждого предприятия были вовлечены в работу инспекции. На 1 октября 1920 г. было известно о семи отделах РКИ:

1. Организационно-инструкторский

2. Общий отдел

3. Бюро жалоб и заявлений

4. Отдел предварительной ревизии

5. Отдел последовательной ревизии

6. Отдел фактической ревизии

7. Отдел летучих ревизий

Вместе с тем наблюдалась нехватка персонала по штатному расписанию. Из 295 человек, в наличии имелось только 99. В связи с дефицитом кадров в 1920 г. из лагеря принудительных работ были направлены в Царицынское отделение РКИ два бывших служащих почтово-телеграфной конторы: Поздов и Надеждин.

Отдельную работу осуществляли сотрудники бюро жалоб. Принимались жалобы, выслушивались заявители и затем, путем переписок, окончательно разрешались те или иные вопросы. Большинство жалоб было о злоупотреблениях проведенной продразверстки, рассматривались дела по сельскохозяйственным вопросам, по вопросам промышленности.

Контролируя различные советские учреждения, сотрудники РКИ анализировали и контролировали посещаемость внутри организаций.

В отчетах работников РКИ встречаются следующие записи: «В ночь на 5-мая 1921 г. была проведена поверка ночных дежурств и посещения работы сотрудниками советских учреждений. В Губземотделе, Губпродкоме, Отделе снабжения, Губздрава наружные двери были закрыты, на стук в течении 5-10 минут никто не вышел, очевидно дежурные спали»; «В Губотделе связи служащие являются сравнительно аккуратно, имеется контролер, шкаф с номерами, который в 10 часов 10 минут запирается так, что лица, явившиеся на службу с опозданием на 10 минут, уже не могут иметь своего номера. Опоздавшие более 10 минут штрафуются полдневным заработком, свыше 1 часа – дневным заработком. Трехкратное опоздание на службу в течение месяца влечет за собой предание суду Ревтрибунала». Одной из причин не явки на работу в отдел Нарсвязи было – «неимение одежды и обуви – 2 человека».

-2

После гражданской войны в Царицыне наблюдался наплыв мешочников, большинство из которых являлись спекулянтами. Учитывая острую нужду, недостаток в рабочей силе власти города постановили, что «все прибывающие в Царицын без определенных занятий в возрасте мужчин от 18 до 50 лет, женщин, от 18 до 40 лет привлекались к отбыванию трудовой повинности для обслуживания нужд санитарного подотдела Губздрава, Гублескома». Процесс проведения ревизий осуществлялся по разным сферам деятельности: сельское хозяйство, промышленность, торговля, социальное страхование, народное образование, биржа труда, строительство, в каждой из которых выявлялись свои недостатки и предлагались методы к их устранению. Основные проблемы в сельском хозяйстве и промышленности были связаны с отсутствием четкого административного контроля на всех этапах производства. Имелись сведения о том, что на 26 августа 1920 г. было проведено 20 ревизий в Царицыне: 9 советских столовых, 6 детских приютов, 5 советских номеров, 1 советская амбулатория.

В сельской местности ситуация была еще более сложная: нехватка опытного медицинского персонала, распространение знахарства. Во всех столовых и детских приютах была сплошная антисанитария. Обычным явлением были отправка в эти учреждения недоброкачественных продуктов: картофеля, яиц, птицы, масла, фруктов. По каждому делу сотрудники инспекции тщательно разбирались и давали указания, часть дел были переданы в Ревтрибунал. В сентябре 1922 г. в суд было передано 27 человек. К концу 1925 г. новая советская система управления в различных организациях Царицына была построена, однако качество работы созданных учреждений было очень низким, они не справлялись с возложенными на них функциями. Рабоче-крестьянская инспекция, созданная для контроля за работой этих предприятий, отмечала, что в количественном отношении советские учреждения были насыщены сотрудниками больше, чем это требовалось, но квалифицированных работников почти не было. Недостаток грамотных специалистов препятствовал нормальному функционированию учреждений. Состояние отчетности не позволяло наладить работу учреждений и значительно осложняло деятельность инспекторов РКИ. После проведенных проверок сотрудники РКИ анализировали работу каждого учреждения и давали рекомендации для устранения недостатков деятельности каждого.

Однако несмотря на все эти обстоятельства, в пределах своих сил и опыта отделения РКИ вели чрезвычайно напряженную работу, и если не всегда достаточно углубленную и планомерную, то все же с несомненно положительными результатами. Искреннее стремление помочь в совершенствовании нового государственного аппарата, вовремя вскрыть его ошибки и недостатки, способствовали улучшению и исправлению различных сторон как административной, так и хозяйственной деятельности советских учреждений в Царицыне.

Елена Лепкова, ведущий научный сотрудник Музея-заповедника «Сталинградская битва»