От новостей об Atomic Heart последние пару недель не спрятаться, не скрыться, даже если у вас нет игровой консоли, а компьютер нужен только для работы. Геймеры сходят с ума по роботам-близняшкам, баба Зина стала героиней мемов, крепкие выражения майора Нечаева пошли в народ, а ремикс «Комарово» возглавляет музыкальные чарты. С трудом оторвавшись от прохождения игры о восстании машин в альтернативном СССР, мы решили разобраться, почему она так затягивает.
Atomic Heart обрела мировую популярность. Ее создала команда ноунеймов
История разработки Atomic Heart напоминает сюжет голливудского фильма, в котором обычный парень, просто поверив в свою мечту, выигрывает олимпийские игры и «Оскар» в придачу. Да-да, шутер мирового уровня создала команда, до этого не выпускавшая игры.
В 2017 году четыре единомышленника основали студию Mundfish, чтобы сделать игру уровня культовых Fallout, BioShock и DOOM. Тогда же появился первый трейлер, но большинство профессионалов идею грандиозного шутера из России восприняло со скепсисом, мол, хотят сделать «Мерседес», а получится все равно «Лада седан».
Однако после выставки Gamescom в 2022 году стало понятно, что нас ждет что-то зрелищное. В конце февраля 2023 года, через неделю после релиза, игра вышла в топ продаж на платформе Steam c 86% положительных отзывов.
Завязка игры как минимум интригует: 1955 год, благодаря открытию особых полимеров СССР находится на пике технологического прогресса, производит передовых роботов, покоряет космос и проводит эксперименты в области генной инженерии. Вот-вот должна запуститься сеть «Коллектив 2.0», которая позволит людям силой мысли контролировать роботов. Но предатель Виктор Петров перепрограммирует андроидов на боевой режим. И теперь главному герою майору Сергею Нечаеву предстоит исправить ситуацию.
СССР впереди планеты всей
Понятно, что в 2017 году, когда начиналась работа над проектом, информационная повестка была совсем другой. Но сегодня идея игры, в которой СССР — главная мировая держава (и даже Германская ССР входит в ее состав), кажется самоубийственной.
Впрочем, разработчикам Atomic Heart удалось почти невероятное — пройти по тонкой грани, не превознося и не очерняя реальное прошлое. Отдельное спасибо — за отсутствие развесистой клюквы, медведей с балалайкой и прочих штампов. Некоторые стереотипы есть, но они обыграны тонко и с юмором. Космические корабли бороздят просторы вселенной, роботы выполняют всю тяжелую работу, но в деревне около секретного предприятия туалеты выглядят как деревянная будка с дыркой в полу. Прогресс прогрессом, а удобства — во дворе! Вот такая антиутопия.
Внимание к деталям и огромное количество пасхалок
В этот парадоксальный советский мир с красными флагами и монументальными памятниками влюбляешься, даже если в нем не жил. Судя по роликам в интернете, сеттинг игры впечатлил большинство иностранных игроков, хотя многие детали им оценить сложно.
Игру можно пройти довольно быстро, разнося взбесившихся роботов направо и налево. Но гораздо интереснее изучать нюансы сеттинга, плакаты на стенах секретных предприятий и переписку их сотрудников, а также внимательно слушать все диалоги.
В игре огромное количество пасхалок, отсылок и реминисценций. Например, в одной из служебных записок можно узнать историю, приключившуюся со студентом Горшеневым. Однажды, заплутав в лесу, он попросился на ночлег в домик лесника, и дальше все развивалось по сюжету песни группы «Король и шут».
Также в игре можно найти переписку талантливого диагноста Григория Лориевича Домова (кто это, если не доктор Хаус) и главного врача Клавдии Петровны Лизовой (Лиза Кадди из того же сериала).
В одной из сцен умирающий врач обещает раскрыть главному герою секрет вечной жизни: «Для начала нужен всего лишь простой… советский… есть в каждой квартире…” На этих словах ученый умирает, но отсылку к навязчивой интернет-рекламе, наверное, узнали все.
Внимательные геймеры нашли в Atomic Heart отсылки к «17 мгновениям весны», повестям братьев Стругацких, фильму «Дрожь земли», сериалу «Интерны», шоу «Загадка дыры» Лапенко, «Терминатору», «Матрице» и другим элементам культурного кода.
Персонажи с характером и отличный юмор
Из предыдущего пункта понятно, что у разработчиков игры с юмором все в порядке. Поэтому диалоги и отдельные сюжетные ходы вызывают улыбку, а любимое крепкое выражение майора Нечаева (то, которое про пироги) уже пошло в народ. Персонажей не очень много, но все они яркие.
Ремшкаф Элеонора (обычный для игр объект, в котором можно усовершенствовать героя или оружие) выдает похотливые реплики. Баба Зина перемещается в избушке на курьих ножках и реактивной тяге, да и вообще она старушка непростая: обладает глубокими познаниями в программировании, при этом убивает взбесившегося робота… вилами.
Несмотря на довольно простой сюжет, у героев есть свои тайны, хорошие парни оказываются злодеями, и вообще все не те, кем кажутся. Так что пару раз нажать на паузу, чтобы переварить очередной поворот сюжета, все же придется.
Классный саундтрек
Даже если вы не планируете играть в Atomic Heart или смотреть прохождения, саундтрек игры стоит взять на заметку. Эффект полного прохождения в альтернативный мир создают ремиксы на хиты прошлого — от «Комарово» до «Розового фламинго» Алены Свиридовой и «Шарманки» Николая Баскова. Тут есть небольшая нестыковка: действие игры происходит в 1955 году, а многие песни из саундтрека появились гораздо позже. Впрочем, в игре такой феномен объясняется довольно логично: ученые из Академии последствий с помощью нейросетей рассчитали музыкальные предпочтения будущих поколений. И теперь эти треки крутят в эфире станции «Радио будущего».
За что ругают Atomic Heart?
Конечно, у Atomic Heart есть и свои недочеты. Глобально игру часто критикуют за схожесть с Fallout и BioShock, но разработчики собственно не скрывали, что вдохновлялись этими проектами. Без ошибок и застреваний в текстурах тоже не обошлось, часть из проблем разработчики обещают пофиксить с помощью патчей. И в целом мало какой релиз обходится без подобных историй.
Также недовольство геймеров вызывает обилие однотипных головоломок с открыванием замков и неравные схватки в открытом мире с роботами, которые могут восстанавливаться. Некоторые отмечают неудобную карту мира и сохранение в строго определенных точках. Но это все субъективно!
Не обошлось и без околополитических претензий. Игру, созданную российскими разработчиками (хотя компания Mundfish зарегистрирована на Кипре) про величие СССР, конечно, пытались отменить. Хорошо, что безуспешно! К тому же авторам досталось за то, что после 24 февраля они не обозначили свою позицию. Представители Mundfish отвечали, что не будут комментировать политику и религию, а их компания выступает против любых форм насилия. В итоге извиняться все же пришлось — за сцену из мультфильма «Ну, погоди!», которую посчитали расистской. Но это, как говорится, отделались малой кровью!