Найти тему
Правила жизни

Товарищ майор: почему все обсуждают игру Atomic Heart

От новостей об Atomic Heart последние пару недель не спрятаться, не скрыться, даже если у вас нет игровой консоли, а компьютер нужен только для работы. Геймеры сходят с ума по роботам-близняшкам, баба Зина стала героиней мемов, крепкие выражения майора Нечаева пошли в народ, а ремикс «Комарово» возглавляет музыкальные чарты. С трудом оторвавшись от прохождения игры о восстании машин в альтернативном СССР, мы решили разобраться, почему она так затягивает.

    Товарищ майор: почему все обсуждают игру Atomic Heart
Товарищ майор: почему все обсуждают игру Atomic Heart

Atomic Heart обрела мировую популярность. Ее создала команда ноунеймов

История разработки Atomic Heart напоминает сюжет голливудского фильма, в котором обычный парень, просто поверив в свою мечту, выигрывает олимпийские игры и «Оскар» в придачу. Да-да, шутер мирового уровня создала команда, до этого не выпускавшая игры.

В 2017 году четыре единомышленника основали студию Mundfish, чтобы сделать игру уровня культовых Fallout, BioShock и DOOM. Тогда же появился первый трейлер, но большинство профессионалов идею грандиозного шутера из России восприняло со скепсисом, мол, хотят сделать «Мерседес», а получится все равно «Лада седан».

Однако после выставки Gamescom в 2022 году стало понятно, что нас ждет что-то зрелищное. В конце февраля 2023 года, через неделю после релиза, игра вышла в топ продаж на платформе Steam c 86% положительных отзывов.

   Mundfish
Mundfish

Завязка игры как минимум интригует: 1955 год, благодаря открытию особых полимеров СССР находится на пике технологического прогресса, производит передовых роботов, покоряет космос и проводит эксперименты в области генной инженерии. Вот-вот должна запуститься сеть «Коллектив 2.0», которая позволит людям силой мысли контролировать роботов. Но предатель Виктор Петров перепрограммирует андроидов на боевой режим. И теперь главному герою майору Сергею Нечаеву предстоит исправить ситуацию.

СССР впереди планеты всей

Понятно, что в 2017 году, когда начиналась работа над проектом, информационная повестка была совсем другой. Но сегодня идея игры, в которой СССР — главная мировая держава (и даже Германская ССР входит в ее состав), кажется самоубийственной.

   Mundfish
Mundfish

Впрочем, разработчикам Atomic Heart удалось почти невероятное — пройти по тонкой грани, не превознося и не очерняя реальное прошлое. Отдельное спасибо — за отсутствие развесистой клюквы, медведей с балалайкой и прочих штампов. Некоторые стереотипы есть, но они обыграны тонко и с юмором. Космические корабли бороздят просторы вселенной, роботы выполняют всю тяжелую работу, но в деревне около секретного предприятия туалеты выглядят как деревянная будка с дыркой в полу. Прогресс прогрессом, а удобства — во дворе! Вот такая антиутопия.

Внимание к деталям и огромное количество пасхалок

В этот парадоксальный советский мир с красными флагами и монументальными памятниками влюбляешься, даже если в нем не жил. Судя по роликам в интернете, сеттинг игры впечатлил большинство иностранных игроков, хотя многие детали им оценить сложно.

   Mundfish
Mundfish

Игру можно пройти довольно быстро, разнося взбесившихся роботов направо и налево. Но гораздо интереснее изучать нюансы сеттинга, плакаты на стенах секретных предприятий и переписку их сотрудников, а также внимательно слушать все диалоги.

В игре огромное количество пасхалок, отсылок и реминисценций. Например, в одной из служебных записок можно узнать историю, приключившуюся со студентом Горшеневым. Однажды, заплутав в лесу, он попросился на ночлег в домик лесника, и дальше все развивалось по сюжету песни группы «Король и шут».

   Mundfish
Mundfish

Также в игре можно найти переписку талантливого диагноста Григория Лориевича Домова (кто это, если не доктор Хаус) и главного врача Клавдии Петровны Лизовой (Лиза Кадди из того же сериала).

В одной из сцен умирающий врач обещает раскрыть главному герою секрет вечной жизни: «Для начала нужен всего лишь простой… советский… есть в каждой квартире…” На этих словах ученый умирает, но отсылку к навязчивой интернет-рекламе, наверное, узнали все.

Внимательные геймеры нашли в Atomic Heart отсылки к «17 мгновениям весны», повестям братьев Стругацких, фильму «Дрожь земли», сериалу «Интерны», шоу «Загадка дыры» Лапенко, «Терминатору», «Матрице» и другим элементам культурного кода.

Персонажи с характером и отличный юмор

Из предыдущего пункта понятно, что у разработчиков игры с юмором все в порядке. Поэтому диалоги и отдельные сюжетные ходы вызывают улыбку, а любимое крепкое выражение майора Нечаева (то, которое про пироги) уже пошло в народ. Персонажей не очень много, но все они яркие.

   Mundfish
Mundfish

Ремшкаф Элеонора (обычный для игр объект, в котором можно усовершенствовать героя или оружие) выдает похотливые реплики. Баба Зина перемещается в избушке на курьих ножках и реактивной тяге, да и вообще она старушка непростая: обладает глубокими познаниями в программировании, при этом убивает взбесившегося робота… вилами.

Несмотря на довольно простой сюжет, у героев есть свои тайны, хорошие парни оказываются злодеями, и вообще все не те, кем кажутся. Так что пару раз нажать на паузу, чтобы переварить очередной поворот сюжета, все же придется.

   Mundfish
Mundfish

Классный саундтрек

Даже если вы не планируете играть в Atomic Heart или смотреть прохождения, саундтрек игры стоит взять на заметку. Эффект полного прохождения в альтернативный мир создают ремиксы на хиты прошлого — от «Комарово» до «Розового фламинго» Алены Свиридовой и «Шарманки» Николая Баскова. Тут есть небольшая нестыковка: действие игры происходит в 1955 году, а многие песни из саундтрека появились гораздо позже. Впрочем, в игре такой феномен объясняется довольно логично: ученые из Академии последствий с помощью нейросетей рассчитали музыкальные предпочтения будущих поколений. И теперь эти треки крутят в эфире станции «Радио будущего».

   Mundfish
Mundfish

За что ругают Atomic Heart?

Конечно, у Atomic Heart есть и свои недочеты. Глобально игру часто критикуют за схожесть с Fallout и BioShock, но разработчики собственно не скрывали, что вдохновлялись этими проектами. Без ошибок и застреваний в текстурах тоже не обошлось, часть из проблем разработчики обещают пофиксить с помощью патчей. И в целом мало какой релиз обходится без подобных историй.

Также недовольство геймеров вызывает обилие однотипных головоломок с открыванием замков и неравные схватки в открытом мире с роботами, которые могут восстанавливаться. Некоторые отмечают неудобную карту мира и сохранение в строго определенных точках. Но это все субъективно!

   Mundfish
Mundfish

Не обошлось и без околополитических претензий. Игру, созданную российскими разработчиками (хотя компания Mundfish зарегистрирована на Кипре) про величие СССР, конечно, пытались отменить. Хорошо, что безуспешно! К тому же авторам досталось за то, что после 24 февраля они не обозначили свою позицию. Представители Mundfish отвечали, что не будут комментировать политику и религию, а их компания выступает против любых форм насилия. В итоге извиняться все же пришлось — за сцену из мультфильма «Ну, погоди!», которую посчитали расистской. Но это, как говорится, отделались малой кровью!