Найти тему

Два слова о бизнесе и архитектуре

В череде самых известных зодчих Петербурга начала прошлого столетия Александр Сергеевич Хренов фигура, без преувеличения, культовая. Его очень характерный «след» в архитектуре столичного модерна не заметить просто не возможно. Выпускник Императорской Академии художеств, талантливый живописец и штатный архитектор Исаакиевского собора, был человеком самолюбивым, амбициозным, отнюдь не бедным и, как говориться, со связями в «высших сферах». При этом, на фоне своих коллег, Александр Сергеевич выделялся просто удивительной предприимчивостью. Он был единственным архитектором, который владел аж пятью собственными доходными домами, а Таврическую в шутку называли «улицей Хренова». И наверное именно эта «коммерческая жилка» порою приводила к участию Александра Сергеевича в весьма любопытных «рыночных многоходовках»… 

 

В 1905-м известный столичный книготорговец и издатель Николай Павлович Карабасников продал принадлежавший ему «участок с деревянными постройками» на отдаленной 18-й линии Васильевского острова военному инженеру Александру Ивановичу Тилинскому. Участок был куплен для строительства пятиэтажного доходного дома по собственному проекту Александра Ивановича. Проект этот был довольно простой и, можно сказать, стандартный, предполагавший очень плотную застройку с узкими дворами и не предполагавший особенно дорогого жилья.

-2
-3

Учитывая само место строительства подход вполне логичный. Кроме того, Тилинский, на самом деле, был специалистом по… дачному строительству и ожидать от него особенно оригинальных решений наверное не стоило. Вообще вся эта затея, скорее всего, изначально определялась низкой стоимостью участка, а Александр Иванович выступал тут в роли номинального владельца и первоначального исполнителя не особенно сложного заказа…Самое интересное началось через год…

 

В 1906-м Тилинский, свою задачу выполнивший, передает (формально продает) этот дом настоящему владельцу – Санкт-Петербургскому акционерному обществу «Строитель», а доводить его «до ума» приглашается Александр Сергеевич Хренов. Не совсем обычный выбор обремененного дорогими заказами архитектора для такого объекта не обычен лишь на первый взгляд. В то время Александр Сергеевич только только закончил работы по строительству доходного дома Григория Абрамовича Бернштейна – директора-распорядителя лесопильного и столярного завода «Строителя»…

 

В данном случае задача Хренова была гораздо проще. Он спроектировал еще один шестой этаж, но главное – полностью декорировал новый и невзрачный дом в модной стилистике модерна. При этом, большая площадь фасада украшена стильно, но достаточно скромно, а вот в парадной…

-4

Александр Сергеевич просто собрал все, что уже использовал в своих работах за последние пару лет. Тут вам и характерная лепнина, и двойная арка, и уже знакомая «каталожная» плитка Villeroy & Boch, и характерные лестничные ограждения…

-5
-6
-7
-8
-9

Очень знакомые яркие витражи.

-10
-11
-12
-13
-14

И даже входные двери запоминающегося вида.

-15
-16
-17

Одним словом полный набор элементов характерного «дизайна Хренова». Такой подход позволял заказчику экономить время и деньги, а Александру Сергеевичу не особенно отвлекаться от других текущих проектов.

-18

Но зачем вся эта выставка модерна на отдаленной линии Васильевского острова?

 

Рискну предположить, что «Строитель» с самого начал не предполагал владеть этим домом слишком долго и «декорировал» его для продажи другому состоятельному владельцу. Инвестиции были рискованными, но, с учетом предполагаемой начальной цены участка, вполне оправданными. И новый покупатель действительно нашелся уже через три года. Да еще какой… Двоюродный брат царствующего Императора, Его Императорское Высочество Великий князь Кирилл Владимирович.  

 

Вообще, после «финансовой реформы» очень уж многочисленного российского императорского дома при Александре III, поиски источников для дополнительных доходов великокняжескими семействами стали довольно распространенной практикой. И Кирилл Владимирович был далеко не единственным владельцем доходной недвижимости со столь высоким титулом. Интереснее вопрос о том, кто же играл определяющую роль в продаже Великому князю этой красиво декорированной, но явно не слишком ликвидной недвижимости? Тут конечно можно только строить догадки. На самом деле, достаточно трудно себе представить, что член хозяйственного правления столичной синагоги Григорий Абрамович Бернштейн был вхож в придворные круги (хотя бывало конечно всякое). А вот большой поклонник рысистых лошадей и владелец собственного конного завода Александр Сергеевич Хренов был в оные круги вхож и даже хорошо знал другого Великого князя – известного Николая Николаевича… И тут вполне можно допустить что доходы Хренова от этого незначительного проекта могли быть гораздо выше простой оплаты «декоративных работ». Как и писал в начале – Александр Сергеевич был очень предприимчивым человеком. Интересно, что Кирилл Владимирович владел этим зданием вплоть до 1917-го. Вероятно, его управляющий - Александр Александрович Боярский, не смотря на возможные опасения, смог решить проблему получения арендных доходов достаточно эффективно.

 

В 1917-м, как известно, Кирилл Владимирович стал первым членом императорской фамилии, поддержавшим революцию, а революция «отблагодарила» его быстро лишив этой (да и не только этой) собственности уже навсегда. А многих его родственников она лишила не только собственности, но и жизни… В конечном итоге, все участники этой сделки оказались в эмиграции. Их судьбы сложились по-разному, но это уже совсем другая история.