Найти тему

Автор концепции «политиков новой волны» — о краш-тесте для региональной власти

   Автор концепции «политиков новой волны» — о краш-тесте для региональной власти
Автор концепции «политиков новой волны» — о краш-тесте для региональной власти

Как сегодня выстраивают диалог вежду властью и обществом, и какими качествами должен обладать современный управленец — об этом «Новостям Югры» рассказала автор концепции «политиков новой волны», политолог, директор департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований Дарья Кислицына.

— Чем занимается ваш институт, в чем, в принципе, заключается работа политолога сегодня?

— Мы работаем по различным общественно-политическим задачам, спектр функций довольно большой. Я, как директор департамента региональных программ, вижу смысл нашей деятельности в том, чтобы находить и «подсвечивать» лучшие региональные практики управления, которые помогают повысить качество жизни, эффективность коммуникаций между властью и общественностью. Мы демонстрируем их на различных площадках, стараемся популяризировать.

В пример приведу практику, которая всем известна как федеральная. Это выплата на всех детей до 18 лет, для всех семей, а не каких-то отдельных категорий. Она стала функционировать очень легко — деньги просто приходили людям на карту, без сложных бюрократических действий. Эта практика была найдена в регионе — городе федерального значения Севастополе.

Не нужно каждый раз изобретать велосипед, можно взять работающий механизм, если он сработал в другом регионе и принес позитивный социальный эффект, внедрить и адаптировать его. Какие-то решения доходят до федерального уровня. Особенно это касается мер поддержки населения.

Также мы плотно работаем с политологическим, социологическим сообществом. Видим, как формулируется, меняется запрос общества к власти. С другой стороны, работаем в рекомендательном режиме для органов власти с точки зрения внедрения решений. По сути, мы посредник в диалоге между властью и обществом.

— Вас называют автором концепции «губернаторы новой волны», подразумевающей, что руководители обязательно должны быть близки к людям, вести с ними открытый диалог. Что сейчас требуется от глав регионов?

— Мы говорим о широком общественно-политическом явлении, которое в исследовательской среде называют «политики новой волны». Изначально под ним подразумевалось, что запрос общества к власти поменялся. Выделили три ключевые характеристики: открытость и готовность власти идти на диалог (здесь важно соблюдать баланс, чтобы авторитет власти тоже сохранялся), решение проблем (для любого человека любая власть эффективна тогда, когда помогает решить его проблему), наличие более-менее долгосрочной стратегии развития (жителю конкретного города важно понимать, какое будущее его ожидает).

Сегодня запрос довольно сильно трансформировался. Важно быть в позиции деятельного патриота. Повестка сильно изменилась, актуализируется важность самоидентичности, самоопределения, настоящее патриотизма — «если ты действительно хочешь помочь, помоги». Это, в частности, касается волонтерства. Очень важны качества, связанные с адаптивностью. Мы столкнулись с огромным количеством внешних вызовов, которых раньше не было — начиная с ковида до проведения специальной военной операции, частичной мобилизации. Не было готовых решений, опробованных в прошлом. Сейчас требуется принимать управленческие решения погружаясь в проблему, адаптируясь к ситуации. Например, раньше губернаторы даже и не думали, что им нужно разбираться в вопросах поставок жидкого кислорода. А во время ковида это стало вопросом жизнеобеспечения многих людей. Пришлось научиться разбираться. Во время проведения частичной мобилизации тоже пришлось погрузиться в непрофильные предметы. Например, разобраться из чего состоит рюкзак мобилизованного, как помочь доукомплектовать его на региональном уровне.

Конечно, ключевое — личная включенность. Есть общественные процессы, которые нельзя оставить без внимания. Например, нельзя не поговорить с теми, кто отправляется в пункты боевого слаживания, оставить без внимания их семьи. Все это — вызов для управленца. Ведь количество часов в сутках остается прежним, а задач (коммуникативных, управленческих) становится больше.

При этом можно использовать кризисные ситуации как возможности, например, для перестраивания общественного диалога, вовлечения людей в самые разные проекты.

— Насколько наша система справилась с всеми этими вызовами?

— У нее было как минимум два «краш-теста». Первый — во время ковида, когда губернаторам передали дополнительные полномочия. Второй — когда объявили частичную мобилизацию и указом президентам губернаторам снова передали дополнительные полномочия, причем еще более широкие. Они, по сути, заключались в агрегации всех органов власти, в том числе силовых структур. Было необходимо единоначалие, чтобы стало понятно, где точка принятия решений и, одновременно, на ком лежит ответственность. Мне кажется, в текущих условиях, это правильное решение. То, что система сделала это второй раз, говорит об эффективности подобного формата взаимодействия.

— На чем сейчас необходимо сконцентрироваться руководителю? На работе с глобальными экономическими задачами или все же на публичной деятельности, чтобы успокоить людей?

— Если выбирать из предложенного, то я во главу угла поставлю второе. Да, стратегически это не совсем верно. Но в данный момент востребована социальная поддержка и в более широком смысле «социальная терапия», здесь и сейчас. Конечно, не нужно откладывать глобальные проекты, но мы понимаем, что некоторые задачи, действительно отодвигаются на будущее.

— Как вы оцениваете проекты по обучению руководителей муниципального уровня, такие как «Школа глав», проходящая у нас в регионе по поручению губернатора Югры Натальи Комаровой?

— Я горячо поддерживаю, когда на уровне субъектов для муниципалитетов создают образовательные программы. Как правило, этим занимаются самые передовые субъекты — они подхватывают федеральный опыт по обучению губернаторов и их замов, внедряют его, учат муниципалов. Ведь человек в первую очередь сталкивается с властью именно на местном уровне. Как правило, «живые» коммуникации происходят там.

— Есть такая проблема с руководителями муниципалитетов, что не все готовы общаться с людьми. Как вытащить глав из того комфортного состояния, когда они встречаются с гражданами только на личных приемах?

— Общение с людьми очень энергозатратно. Это как отзывы — их пишут только когда что-то не понравилось. К власти приходят, когда есть некая неудовлетворенность, какая-то эмоция (чаще негативная, даже агрессивная, в начале). Конечно, любой представитель власти, который занимается коммуникациями, поступает правильно. Но мы понимаем, что это требует сил.

В современных условиях этого нельзя не делать. Таковы «правила игры» — если ты идешь во власть, ты должен понимать, что инвестируешь в это огромную часть жизни, в том числе занимаясь общением с людьми. Мотивировать же можно личным примером.

— Как вы оцениваете работу нашего региона, его руководителя по взаимодействию с населением?

— Ваш губернатор, конечно, пример. Начиная с того, что она — единственная женщина-губернатор, которая есть на нашем политическом ландшафте.

У вас коммуникация с населением давно налажена. Можно ли ее улучшать? Да, здесь всегда есть что усовершенствовать. Коммуникаций не бывает много. Система все больше перестраивается под то, что власть должна приходить туда, где людям удобно с ней общаться. Телеграмм, ВКонтакте? Хорошо. Каждый раз власть вынуждена заходить на новые площадки, адаптироваться к ним.

— Какие-то практики из Югры брали на заметку?

— У вас много интересных практик с точки зрения социальной поддержки семей, детства, причем как материальных, так и не материальных, обеспечения лекарственными препаратами разных категорий населения. Из последних — поддержка мобилизованных и их семей. Яркий пример — дополнение рюкзака мобилизованного.

— Сейчас в центре внимания государства находится молодежная политика. Какие рекомендации вы бы дали в этом отношении?

— Битва за молодежь — это основная история, которой нужно заниматься. Конечно, каждое поколение говорит, что молодые люди их не понимают. Но мы живем в такое «быстрое» время, что эти коммуникационные разрывы хорошо видны. Просто потому, что новые инструменты взаимодействия опережают все, к чему мы привыкли. Даже для нас, кто еще сам считается «молодыми люди». Я вижу, что у моих студентов уже другой дискурс и формат потребления информации.

Важно, чтобы люди, занимающиеся молодежной политикой, могли судить о ценностях современной молодежи не приравнивания их к ценностям своей молодости. Нужно понять молодежь, говорить с ней на одной языке, находиться на одних площадках. Ценностный разрыв необходимо преодолевать. Часто молодежь просто хочет, чтобы ее выслушали.

Справка:

«Школа глав 2:0» проходила в Сургуте с 1 по 2 марта. Двухдневный окружной семинар собрал руководителей югорских муниципалитетов. Под руководством федеральных экспертов они изучали современные тренды государственного и муниципального управления, а также технологии формирования навыков, необходимых лидерам и политикам. Подобные «школы глав» правительство округа планирует собирать раз в три месяца. Встречи будут тематическими. Участники разберут целый круг вопросов: от внутренней политики до ведения соцсетей.

Автономная некоммерческая организация «Экспертный институт социальных исследований» занимается организацией пространства коммуникаций, взаимодействием широкого круга экспертов гуманитарного профиля, готовит региональную, федеральную, международную аналитику, собирает и обобщает гуманитарный опыт.

Читать в источнике