Наш друг severr (Сергей Дыбов) сообщает из Франции.
После окончания Второй мировой, некоторые из возвращавшихся из Германии французских пленных везли с собой своих советских возлюбленных. По приезду во Францию, это создавало некоторые проблемы. В департаменте Па-де-Кале, по архивным данным, большинство французов закрепили свои отношения законным браком. Но вот в соседнем департаменте Норд ситуация была несколько иная.
Документ: «на 23 [русских] женщин, заявивших, что прибыли к своим женихам, только 7 признали их своими невестами. Их ситуация будет урегулирована в ближайшее время в Лилле. Остальные должны быть отправлены [в советскую зону] с конвоями, которые готовятся на 11 и 19 августа».
Однако процесс выявления «РУССКИХ» женщин был продолжен, и к концу 1945 их уже было выявлено в 2-х департаментах 164. Я ( severr) выделил слово "РУССКИХ". Так советские указаны в документах, а потому под постановление о репатриации пытались подвести и белоэмигрантов. Тем не менее в архивах анкеты на 135 советских жён французских военных. В советском центре города Лилль ожидают отправки на Родину 544 советских женщин, из них 30 готовятся стать матерями, а 54 уже стали.
А какие судьбы! – в т.ч. разбитые французские семьи, брошенные дети, ну и Любовь с большой буквы. Два случая ради праздника.
История некоего Поля Ш. 12 июля 1945 г. к нему явился жандарм и потребовал объяснений относительно Лидии Борсыкиной. На что Поль ответил, что он человек молодой холостой, попал в плен и находился в Шталаге 6А, где завел шуры-муры с девушкой из России. Но без серьёзных намерений, поскольку имел невесту во Франции. Но сия Лидия увязалась за ним, когда после плена он поехал домой. На франко-бельгийской (!) границе её задержал советский (!) пограничный наряд, и препроводил в советский репатриационный лагерь. Сам Поль на ней женится не собирается.
Здесь любопытно то, что девушка не находилась на территории Франции. Но французская полиция тем не менее наведалась к Полю, и второй раз через пару недель, и сообщила, что из-за него у девушки депрессия. Поль вновь заявил, что на русской жениться не собирается, тем более, у неё проблемы со здоровьем. И последний раз, в донесении от 4 августа 1945 более чем сухо, по пунктам сообщается: 1. Поль холост. 2. Поль пообещал жениться. Т.е. полиция если и не вынудила, то принуждала гражданина к браку с подачи советских властей, ибо больше не от кого им было получать информацию. Дальнейшая судьба новобрачных не известна.
И ещё очень слёзная история Антонии Петрулевич, уроженки Тюменской обл., которая перед войной оказалась в городе Александрия Кировоградской обл. откуда в 1942 г. вместе с младшим братом была отправлена на работы в Германию, где попала на кухню в лагерь для французских пленных, где сержант Жорж К. девушку соблазнил. В феврале 1945 от его трудов (так в протоколе) родился ребёнок женского пола. В апреле 1945 американцы отправили французов по домам, а русских в советскую зону оккупации, Жора только успел написать девушке свой адрес, типа пишите письма.
Девушка, не будь дура, не зная французского, только с адресом на бумажке и ребенком на руках, разыскала Жору близ города Бетюна, чем доставила много радости первой довоенной жене Жоры и его довоенным чадам. Первая французская жена устроила «невыносимый», по протоколу, скандал, и Жора с русской женой ушёл жить к соседям. Через пару дней первая жена пришла, пала в ноги, обещала всё простить. Жора увёз русскую жену в советский лагерь и сдал под расписку советскому майору Некрасову.
Далее первая французская жена, решив, что дело сделано, вновь начала устраивать супругу «невыносимые скандалы», и сержант в сентябре 1945 г. поехал в лагерь, забрал вторую русскую жену и подал на развод с первой.
Советские власти не только не чинили препятствий, но сразу выдали Антонии паспорт СССР. А вот с французским пришлось дожидаться пока гражданин окончательно оформит развод и получит право сочетаться второй раз. В протоколе почти страница посвящена рассказам Жоры о том, как его любит русская жена, и какая стерва французская. Такого никакой сочинитель не сочинит. А.Ф. Петрулевич скончалась в 2015 году.