Найти тему
Люблю Родное

Почему нас разбросала по миру жизнь? Корни переплелись в великой стране...

Жизнь разбросала нас по свету. Теперь мы общаемся в Интернете. Один мой сын трудится в Самаре, другой на Кипре. Мама и младшая сестра с семьёй живут в Молдавии, в Приднестровье, другая сестра в Метце во Франции, а я с мужем в Башкирии. Но наши сыновья родились в Бендерах. Их бабушка – душа наших бесед.

- А помнишь, как хорошо было в гостях у бабушки? – говорит мне мой сын, он и его жена Лерочка смотрит с экрана монитора…

Ребята дружною толпою по Бессарабии кочуют...
Ребята дружною толпою по Бессарабии кочуют...

И я вспоминаю, как мы с детьми гуляли по солнечным Бендерам, поднимались на башни восстанавливаемой крепости. Как это удивительно: Бендерская крепость в разные годы соединила многое в нашей культуре. Ссыльный Александр Пушкин искал здесь могилу Мазепы, Карл 12 был близок к своей могиле, хорунжий Емельян Пугачёв штурмовал крепость, а пленная турчанка Сальха не могла и подумать, что после того, как её привезут в Россию, станет матерью великого Василия Андреевича Жуковского, поэта-романтика и учителя царских детей. А ещё верного друга Пушкина.

Как же переплетены корешки разных судеб: их – значимых, наших – самых простых! А теперь я живу в Башкирии. И здесь тот же Пушкин искал следы Емельяна Пугачёва, работая над «Историей Пугачёвского бунта» и своим духовным завещанием – «Капитанской дочкой»…

- Счастливое было время… - говорю я моим молодоженам, прерывая свои мысли, - можно было сидеть, обнявшись с бабушкой Ларой, погладить волосы, поцеловать её и сыновей в щёчки… Хотя в мире уже чувствовалась тревога. Приднестровье уже пережило свою трагедию, но Одесса ещё нет, она была совсем не враждебной… Та самая Одесса, где совсем молодой Пушкин был влюблен в Елизавету Воронцову, хулиганил и «изучал афеизм»… И всё это объединено в моей голове и в моём сердце…

Памятник А.С. Пушкину в Одессе...
Памятник А.С. Пушкину в Одессе...

- Так хочется бабушкиных пирожков и душистого чаю с листьями смородины или блинчиков со свежей сметаной и перетёртой с сахаром малиной… Как там наша бабушка Лара живёт совсем одна в большом состарившимся вместе с нею доме? – вдруг произносит сын, продолжая онлайн разговор.

- Да, – говорю я, стараясь скрыть свою тревогу о сегодняшнем Приднестровье. – Но мы же знаем, наша бабушка стойкая, она же сибирячка. Как причудливо всё соединилось в её судьбе! Военное детство и «оттепель»-юность в Алтайском крае, село Точильное и город Бийск, большой мост через Бию, строить который приехал твой дед, Чуйский тракт… А потом жизнь в Курске, на его родине, где я родилась. И Молдавия, куда отправился мой папа с совсем молодой Ларой и мной, своей семьёй, желая быть рядом с сёстрами, которых забросила туда жизнь.

- Почему так далеко заехала Лара – из Сибири в Молдавию?

- Потому, Лерочка, что жила она в большой стране – Советском Союзе. Там все было свое – и Сибирь, и Башкирия, и Курск, и Одесса, и Молдавия. И все мы наследники нашей страны, такого вот прошлого… И знаешь, милая, что в Приднестровье бабушка так и живет по своему советскому паспорту.

Памятник А. Суворову в Тирасполе, столице Приднестровья
Памятник А. Суворову в Тирасполе, столице Приднестровья

Вчера разговаривала с мамой по телефону. Она восклицает: как прекрасна в Бендерах весна! А ведь на самом деле сейчас в Приднестровье тревожно. Но человек всегда надеется на лучшее, даже если и готов духовно к испытаниям...

Весна всегда прекрасна!
Весна всегда прекрасна!

- Будь счастлива, наша милая и мудрая бабушка Лара! – вдруг воскликнула Лерочка с той стороны монитора. - Мы ещё должны обязательно с тобой встретиться!