Найти тему
Татьяна Безручко

Зачем нам продают постоянное обучение ребенка?

Сейчас много новых комментаторов пришло в текст, где я писала, что с ребенком играть не надо, он сам прекрасно справится.

Я вижу по комментариям, что народ в упор не видит разницы между игровой и учебной деятельностью, да и вообще под игровую метет вот вообще абсолютно все, вплоть до того, что учить есть ложкой - это веселая игра такая. Одна девушка так и написала, мол, а чего не так, ведь у ребёнка учебная деятельность и есть игровая.

Увы, сейчас игровая деятельность катастрофически недооценена. В то время как детские психологи и дефектологи бьют в набат и кричат, что игра нужна, родители упорно продают сами себе идею о том, как классно замаскировать учебную деятельность под игровую.

"Учимся - играя!"

Нет, идея вполне рабочая, из арсенала тех самых дефектологов-педагогов. Дело в том, что если ребенок не нормотипичен, ему может потребоваться огромное количество упорных занятий. Плюс к этому ему надо иметь игровую деятельность, но нередко ее нет, и педагогу приходится в буквальном смысле учить ребенка играть (норму учить не надо, нормотипичный сам играть начинает). В итоге педагог объединяет большое количество занятий и игру, делая такое вот два-в-одном.

Для детей с особенностями развития это и правда хороший вариант, потому что без занятий они в норму не выйдут, это понятно.

Но объясните, зачем вот это вот "учимся - играя!" продвигается родителями нормотипичных детей? Зачем вы стремитесь перескакивать через этапы ведущей деятельности?

Ведущая деятельность - это то, что ребёнок делает сам, и чем он готов заниматься сам с утра до вечера безостановочно, только волю дай.

Ведущая деятельность ребенка до трех лет - предметная. Это значит, что ему надо не строить домик для машинки (ролевая игра с предметами), а вести себя как маленький Халк. Трогать, ронять, кидать, катать, ощупывать, рвать, крошить, пинать, греметь и стучать, грызть и облизывать. В два года появляется постепенный переход к деятельности игровой, но именно что - постепенный. Зачем вы его торопите перескочить быстрее в игровую вот этими стройками гаражей для его машинок? Чтобы сказать, мол, смотрите, он у меня быстрее других развивается? А никого не волнует, что он таким образом перескочит естественный этап своего развития быстрее, чем надо?

Далее ребенку исполняется три года, и... Начинаются бесконечные занятия "в игровой форме".

Люди, зачем?

С трех до шести альфа и омега развития, то есть, ведущая деятельность - это игра. В идеале - свободная игра с другими детьми. Занятия тоже могут быть, ведь если у вашего ребенка учебная деятельность сейчас не является ведущей, это не значит, что ее не должно быть вовсе. Но зачем вы пытаетесь ей наполнить всю жизнь ребенка, маскируя под игровую? К чему эта попытка усесться сразу на двух стульях, вроде как и соблюсти рекомендации психологов, у нас же типа игра, но и не допустить ни в коем случае "бесполезного времяпрепровождения", коим часто видится свободная игра?

Мамы в комментариях мне писали о том, что вот ребёнок не знает как играть правильно, а они научат. А то чего он машинкой об стену стучит, мы вот возьмём коврик, сделаем дорогу, машина будет ездить по дороге, а заодно мы под соусом игры расскажем двухлетке правила дорожного движения. Самое время, пусть учится, а то что тут игра какая-то бесполезная, глупая, да ещё и стена покарябанная.

Я сейчас скажу какие-то, видимо, немыслимые для современного активного родителя вещи, но ребенку надо давать возможность скучать.

Надо давать возможность слоняться без дела и дело это себе найти самому, а не ждать бесконечной череды "развивающих занятий в игровой форме". Надо давать возможность самому придумывать свою игру. Пусть она будет глупая, пусть покажется вам чудовищно примитивной, но её родил его мозг, а не ваш, и это самое ценное в этой игре. Именно в этот момент, когда он САМ придумал свою примитивную игру, нейроны в этой маленькой голове заскрипели по извилинам значительно интенсивнее, чем когда он просто делает как вы научили. Творчество в широком смысле этого слова, осознание себя и своих интересов, позже - осознание своей роли в социуме, своих сильных и слабых сторон - это все происходит только в свободной игре без вмешательства взрослых.

Занятия - это хорошо, это необходимо тоже. Но это не ведущая деятельность для дошкольника и тем более для малыша. Поэтому - дозировано, по чуть-чуть и желательно зевнуть и сказать, что родитель устал и больше не может, до того, как угаснет интерес ребенка, чтобы запал интереса на следующий раз был.

И занятия должны быть по возрасту.

Если вы хотите играть с ребёнком в полтора года, то готовьтесь просто бесконечно перебирать предметы вместе с ним, называть их и звукоподражать. Собирать пирамидки, ставить кубики один на один, греметь ложкой о кастрюлю и приговаривать "дзинь-дзинь". Вам, конечно, очень хочется, чтобы ребёнок рос умненьким, так что хочется сразу показать ему, что с этой кастрюлей можно играть как будто супчик варишь. Но нет - рано.

Тут Роме чуть меньше полутора. Вот она - предметная деятельность во всей красе. Сам нашел палку, сначала постучал ей обо все, до чего дотянулся, сравнил звуки и ощущения от удара. Потом поковырял ей в песке и земле. Потом потыкал ей в сено. А затем обнаружил, что она круто засовывается в дырки ограждения загона для коз. Экспериментировал, разумеется. Вот под таким углом - проходит, а если под другим развернуть?
Тут Роме чуть меньше полутора. Вот она - предметная деятельность во всей красе. Сам нашел палку, сначала постучал ей обо все, до чего дотянулся, сравнил звуки и ощущения от удара. Потом поковырял ей в песке и земле. Потом потыкал ей в сено. А затем обнаружил, что она круто засовывается в дырки ограждения загона для коз. Экспериментировал, разумеется. Вот под таким углом - проходит, а если под другим развернуть?

Большинство родителей знают, что нельзя ставить на ножки и учить ходить кроху, который сам ещё не стоит, потому что тело должно дозреть. Ждут, когда сам встанет.

А когда психика дозреет и ребенок сам сменит тип ведущей деятельности - неа, не ждут. Помогают, нетерпеливо подталкивают, хочется самого умного, самого раннеразвитого, хочется самой себе сказать - "Это потому что я хорошая мать, я им занималась".

Почему, ну почему очевидно, что нельзя торопить физическое развитие, но не очевидно, что психическое развитие тоже не стоит торопить?

И, понимаете, нет сейчас никакого исследования, которое могло бы сказать, что происходит потом с ребенком, которого раньше времени вытащили из его ведущей деятельности или которому его ведущую деятельность по факту пытались подменить на другую. Нет такого исследования, но логика ведь есть. Мы знаем, что торопить физическое развитие не на пользу. Мы знаем, что к школе ребенок должен иметь психологическую готовность, и даже если навыков вроде бы хватает, нельзя торопить события, пока ребенок не созрел, и не рекомендуется отдавать в школу раньше времени.

Непонятно, почему именно с малышами эти знания дают сбой, и их срочно тянут за уши в плане психического развития, не давая пройти эти этапы в своем темпе. Неужели так напуганы историями о том, что если ваш двухлетка не дорисует круг на каком-то неведомом супер-экзамене у психиатра, то в садик не возьмут? Это такое загадочное желание прям чуть ли не роддомовской койки встать навытяжку и приниматься готовить дитя к экзаменам, которые он ни в коем случае не должен провалить?

Мне не понять.

Я хочу, чтобы у моих детей было детство и чтобы оно было в их личном темпе. Если есть отклонения от нормы - да, безусловно, надо заниматься. Не как бог на душу положит, а по рекомендациям специалистов. Но если развитие в норме, то я сделаю, пожалуй, лучшее, что могу для них сделать: отстану и дам прожить детство, а не развивающие занятия.

Друзья, напоминаю, что сейчас веду блог с целью сбора денег для нужд мобилизованных.

Перевести деньги можно на эту карту Сбербанка

2202206273474234

Если вы понимаете, что можете перевести совсем мало, и вам кажется, что не стоит, то знайте - стоит. Немного - это гораздо больше, чем ничего.
Если вы не можете участвовать финансово, подписывайтесь, ставьте лайки, делайте репосты в соцсети и пишите комментарии. Доход от блога я также направлю на помощь мобилизованным.
Отчет о собранной сумме - каждый день. По мере сбора нужных сумм, отправлю деньги волонтерам, которых знаю лично, публикую фотоотчет о потраченных средствах.

Мы вместе, значит, сможем многое!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц