Найти тему

Зачем облизывали ложку? Почему крали спичку? Ритуалы, обычаи и суеверия

Суеверия, поверья и приметы существовали всегда, и очень многие дошли до наших дней. Очень часто мы даже не замечаем их. Однако с ними до нас дошла и мудрость предков. Мы расскажем лишь о нескольких из них, все знания почерпнули из разных источников о Енисейской губернии 19-20 веков.

Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края
Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края

№1. Река. Рыбная ловля

Зимой в избе хозяин ладит «вентерь» (рыболовная снасть из сетки натянутой на обручи) «на весну рыбу идти промушлять». Чтобы пройти в избу, нужно перешагнуть через разложенную по полу рыболовную снасть.

«Не, паря, этова не надо; никовда не надо. Не шагай через. Через это рыба в него не пойдет. Испортить вентерь можно».

◾◾◾
При первом весеннем лове … первую же пойманную более или менее крупную рыбу бьют палкой и при этом приговаривают, ударяя по рыбе:

«Попала, да не та, посылай мать да отца, бабушку да дедушку».

◾◾◾

При переправе или при переплывании порогов Водяному бросали кусок хлеба приговаривая:

«Кушой батюшко и мне дорогу гладкою дай»

◾◾◾
Поверье.
Если в реку ранней весной бросить кусочки хлеба, то ее, матушку, проне­сет ото льда легко.

Не подкидывай ногой головни в костер - нет согласия в промысле и охоте;

№2. Охота

Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.
Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.

В промысловых районах со дня Покрова начиналась пора охоты. Селения пустели после праздника, почти все мужчины уходили в лес. У крестьян были в лесу свои «ухожья» Переходили «ухожья» в семьях из поколения в поколение. Охотиться на чужом участке не позволялось.

Ритуал: на промысел провожали торжественно: пили чай, затем, помолчав, вставали, молились с поклонами, старшие в семье благословляли охотника. С поцелуями и плачем провожали за деревню, ведь охотник мог и не вернуться живым с промысла...

Приметы:

  • Отправляясь на охоту, охотники боялись встретить старую женщину, церковнослужителя, старика, или человека, который посмеётся охотнику в след.
  • Любому охотнику, перед тем как пойти на охоту стоит умыться холодной водой и выкупать своего охотничьего пса, тогда не только сглаз сойдет, но и охота станет удачнее.
Ангарский охотник с собакой. д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г.
Ангарский охотник с собакой. д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г.
  • Выходя из ухожья на охоту испрашивали разрешения у духов леса. Если в этот момент раздался крик вороны, уханье совы или филина, то лес не рад охотнику – охоте не быть.
  • В зимовье или на стоянке очаг считался сакральным местом. В него не плевали, не бросали перья или потроха птицы, мелкие кости животных – этот обычай был у таёжников с языческих времен, когда суеверные люди поклонялись огню

№3. Посев, урожай

Уборка табака в Минусинском уезде. 1916 год.
Уборка табака в Минусинском уезде. 1916 год.

Желательно в день посева украсть у кого-нибудь что-нибудь, хотя бы, например, серянку [спичку], — урожай и сев будут удачны. Во время посадки [клубней] картофеля нельзя его есть, а то крот будет их уносить и портить.

◾◾◾

Сев обычно начи­нали с 1 мая по старому стилю в день Еремея Запрягальника. День выезда на пашню определялся по десяткам примет.

«Сев хлеба — не простое дело, а об нем вся молитва Богу», — говорили сибиряки.

Ритуал: Накануне мужчины обяза­тельно мылись в бане, надевали чистую одежду. Утром вся семья собиралась за столом. Ставили хлеб с солью, зажигали перед иконой восковую свечу и молились. Затем старший в семье, «большак», благословлял всех отправляющихся на сев. Поцеловавшись, отправлялись на пашню.

После сева тоже обязательно мылись в бане.

«Мужик отпаривается, а конь отстаивается», — говорили сибиряки.

Все работы в огороде вы­полнялись женщинами. Сибиряки считали, что все посаженное руками мужчины на ого­роде не уродится.

◾◾◾

Поверье: засуха бывает оттого, что кем-то оставлены в овине необмолоченные сно­пы.

◾◾◾

Примета: Если зима бывает морозливая и малоснежная, то знак, что будущее лето будет хлебородное; напротив, теплая и снежная зима предвещает необильно хлебородное лето.

◾◾◾

Мятье льна в Енисейском уезде. Енисейский уезд. 1910-е гг.
Мятье льна в Енисейском уезде. Енисейский уезд. 1910-е гг.

Кор­мить семью — дело мужичье, а одевать мужиков — дело бабье. Истинно женскими и традиционными занятиями были выращивание и обработка льна или конопли («поскони»).

Ритуал: при посеве льна вошло в обычай задабривать мужиков тем, что в льняные семена кладут вареных яиц. Отец высыпает в лукошко семена, а с семенами яйцо за яйцом вылетают:

«Робята, берите».

Прямо взять да и съесть яичко нельзя, нужно его сначала подбросить кверху да сказать:

«Вырасти лен выше лесу стоячего».

Говорят еще, чтобы лен хорошо родился, нужно сеять его нагишом, но это никогда не пробовали:

«стыдно, говорить-то все говорят, а разденься, так на смех поднимут»

Чтобы девушке уметь тонко прясть, нужно жилы есть.

№4. Постройка дома. Домашний очаг. Ритуалы и обряды

Крестьяне-переселенцы у временного жилья. Минусинский уезд. Начало ХХ в.
Крестьяне-переселенцы у временного жилья. Минусинский уезд. Начало ХХ в.

При выборе места постройки кидают жеребий. Хозяйка из ржаной муки печет 3 небольших «колобушка». На следующий день, до восхода солнца, хозяин берет эти хлебцы и кладет их за пазуху, предварительно подпоясавшись. Придя на намеченное место, хозяин … читает молитву; затем распоясывается и следит за количеством выпавших из-за пазухи хлебцев. Если выпадут все три хлебца, место считается удачным и счастливым для поселья; если два выпадут — то «так-сяк», а один — вовсе плохо — селиться не следует.

Когда подымают «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то поступают так. На «матицу», которая одним концом лежит на стене, кладут ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывают к матице новым рукотерником [полотенцем]. По поднятии матицы остаток дня считается праздничным.

Примета:

  • Уже заселившись, в жилом доме нельзя прорубать окно или дверь — хозяин умрет или будет вообще крупная потеря.
  • Свистеть в доме — грех вдвойне: грех перед Богом, и можно высвистеть домового.

Верили в Домового. Два «хлебца» клали ему в подполье, под балку, в специальную выемку. Обращались со словами:

«Ма­тушка, Суседушка, батюшка Домовой, примите мои хлеб-соль! Я вас люб­лю, и вы меня любите, и деток моих любите».

Далее следовали поклоны во все углы. С домовым постоянно «делились» прикусками, «хворостом», кра­шеными яйцами, блинами — раскладывали все по две штуки во дворе и в подполье.
При переходе в новый купленный дом обязательно обращались к домовому:

«Дед-Сусед, пусти нас не ночь ночевать, а век вековать».

При этом своего домового из старого дома нельзя было «приглашать» с собой — «драться оне будут промеж собой».

На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Подворье защищал образок над воротами, но еще для надежности обтягивали двор ниточкой из савана покойника — тогда ни «не­чистая сила», ни вор не будут страшны.

«На Пасху Христову нельзя ничего за окно выбрасывать и воду лить, ибо в этот день Христос под окном ходит».

Домашние приметы:

  • Когда ешь, то нужно облизывать ложку, а то жених или невеста рябые будут.
  • На квашню нельзя садиться — обжора будешь.
  • На ушат нельзя садиться — пьяница будешь.
  • Кто на кошку наступил — жениться захотел.
  • Сорока на дворе застрекочет — то к несчастью в доме.
  • Из новой муки в первый раз нельзя печь хлеб, а нужно печь ситники, иначе хлеб не будет родиться.
  • Нельзя сор на ноги мести — свекровь лихая будет.
  • Если корова понюхает дойник, то парное молоко станет кислым; если же дать понюхать этот подойник быку, то этим дело поправится.

Ну и напоследок о хлебе насущном.

Э! Паря, ты не тово, от моёво куска не откусывай и из чашки из моёй не пей. Изурочишь, поди, паря. Мою всю силу через рот возьмешь. Обессилишь меня.

Хлеб отрезанной стороной или отломанной следует класть внутрь стола. Так же точно нельзя класть ковригу или калач вверх «исподней» коркой. В первом случае будет мало хлеба, а во втором — на том свете черти будут держать вверх ногами.

В старину был обычай не рушить вечером непочатую ковригу хлеба. Говорили, что «коврига спит».

Хлеб нельзя тыкать вилкой — на том свете черти самого на вилах будут поднимать.

Человек живет в своем времени, в мире своих духовных идеалов, но понимать и уважать прошлое — долг и обязанность нынешнего поколения

Читайте также: Сибирские свадебные традиции

Необычные рецепты сибирских супов.