Бизнес предложил декриминализовать десять экономических статей. РСПП планирует обсудить инициативы на своем съезде 16 марта, где ожидается участие президента, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на вице-президента союза Александра Варварина. По его словам, пакет мер направлен в Минюст, Генпрокуратуру, МВД, Госдуму, а также в деловые объединения.
РСПП предлагает перевести из УК в КоАП десять статей и наказывать штрафом за такие нарушения, как «незаконное предпринимательство», «совершение валютных операций»,
«нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ», «хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием без причинения значительного ущерба», «незаконное использование изобретения».
Одна часть статей устарела или ответственность по ним уже и так предусмотрена в КоАП, другие не представляют такой опасности, чтобы считаться уголовно наказуемыми, полагают в РСПП. Комментирует уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов:
— Декриминализация обсуждалась уже много лет. Конечно, на первом месте 171-я статья — «незаконное предпринимательство», когда без лицензии можно угодить в тюрьму, если ты случайно неправильно указал что-то в своей лицензии, это же касается разных видов товаров. Кроме этого были случаи, когда оказывалось, что нужна лицензия, никто об этом не знал. У меня много случаев, когда люди идут в суды, а вообще непонятно, нужна лицензия в каком-то виде деятельности или не нужна. С другой стороны, есть ряд статей, которые вызывают вопросы. То, что РСПП по экологии, конечно же, я не думаю, что это будет воспринято, потому что если есть злостные и серьезные нарушения загрязнения окружающей среды, то я думаю, что мы не сможем добиться того, чтобы это не было поголовным преступлением. Поэтому, может быть, что-то добавить, что-то убавить. Сегодня законы могут в судах трактоваться по-разному. Мы давно уже приняли закон, предпринимателей не могут арестовывать на стадии следствия, но это сколько лет не работает, несмотря на специальные разъяснения Верховного суда. Поэтому сегодня на первом месте правоприменение и нацеленность всего государства не на репрессивные меры против бизнеса, а на шанс исправиться.
— Но, допустим, статья 194, где повысить пороги крупного и особо крупного ущерба для преступлений в сфере экономической деятельности.
— Мы уже не один раз повышали эти пороги. Я думаю, что сейчас опять настало время это сделать. Поэтому я целиком поддерживаю идею РСПП, я думаю, что это может решиться в какие-то небольшие сроки.
Декриминализация некоторых экономических статей была объявлена еще в 2007 году.
О том, чего удалось добиться и какова правоприменительная практика сейчас, рассказывает генеральный директор юридической компании «Юрвиста», эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский:
Алексей Петропольский эксперт по правовым вопросам «Опоры России», генеральный директор юридической компании «Юрвиста» «В данной инициативе речь идет именно о нетяжких преступлениях. Если посмотреть практику, то СК и МВД проводят лишь проверки и редко когда возбуждают уголовные дела. Поскольку ущерб незначителен, при его погашении такие уголовные дела не заканчиваются реальным сроком, бывает так, что и вовсе закрываются. Поэтому если и говорить о давлении на бизнес, то первое, что нужно сделать, — это запретить по всем экономическим статьям на период, пока идут следственные действия, определять предпринимателей в следственные изоляторы, поскольку сейчас это происходит массово. Хоть и говорят каждый год, что нужно уменьшить давление на бизнес, количество предпринимателей за последние три года в СИЗО только увеличивается. Еще важно, что грань между экономическими преступлениями и просто тяжкими преступлениями тоже непонятна. У нас любят к любой экономике привязывать 210-ю статью — «организованная бандгруппа». Есть бухгалтер, есть директор, есть учредители, чем не группа, чем не организованная? И следователи этим грешат. Такие статьи не доходят до приговора, но в период следствия они являются тем фактором, который помогает избрать меру пресечения в виде стражи для предпринимателя. Предприниматель, попадая в СИЗО, в 99% случаев теряет свой бизнес, люди теряют работу, и фактически он оказывается уже через год-два под приговором, поскольку из СИЗО мало кто выходит на свободу. Второе — все, что свыше 1,5 млн рублей, автоматически уже особо тяжкое преступление, независимо от того, не уплатил налоги, где-то обманул заказчика, еще что-то произошло. Мое мнение: если мы хотим, чтобы предпринимательское сообщество росло, должен денег — заплати, выплати штраф, допустим, и живи дальше. Если повторится подобная ситуация, уже реально говорить о том, что можно давать предпринимателю настоящий срок».
Какие шансы у бизнеса на этот раз, рассуждает член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:
Игорь Юргенс член правления Российского союза промышленников и предпринимателей «Лет 15, как ведется такая работа, с переменным успехом. То декриминализируют, то обратно. После этого много чего происходило такого, что у всех на слуху, типа Baring Vostok, который оказался предметом спора хозяйствующих субъектов, а вторглись правоохранительные органы, сажали и россиян, и иностранцев, и надолго. Потом оправдывали, отпускали и так далее. То есть это бесконечная игра предпринимателей с государством, и я не знаю, закончится ли в этот раз она победой предпринимателей».
О необходимости декриминализировать ряд экономических преступлений в недавнем послании Федеральному собранию сказал президент России Владимир Путин. Уже на следующий день, 22 февраля, кабмин внес в парламент законопроект о декриминализации четырех экономических статей. Правда, пока только о неуплате налогов и страховых взносов. Уплата сумм недоимки, штрафов и пеней будет основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.