Братья Коэны и странная история на Среднем Западе конца 19-го века, где есть убийства, отморозок-стрелок Кокберн, его заказчица-подросток и его конкурент - техасский рейнджер со смешными усами и курткой, странная дружба между всеми троими, грязная банда грязных ублюдков-грабителей-убийц и офигенное финальное мочилово.
Внимание, сейчас спойлер для любителей читать без воды и с чётким посылом: жила-была в США после Гражданской войны девочка-подросток, её мама, папа и братишка. Папа торговал лошадками и как-то раз нанял не того работника, убившего папу, забравшего себе его кобылку и калифорнийский золотой и удравшего на Индейские территории.
Девочка приехала забирать тело папы, отправила тело папы с негром домой, сумела выбить денег из продавца лошадей в виде морального ущерба и, как сказано выше, наняла самого крутого сукиного кота из всех тамошних судебных маршалов, отправившись искать убийцу ради правосудия, желая повесить того за шею.
И нашла, с приключениями на свою, и не только, задницу, стрельбой, актерской игрой, операторской работой и практически отсутствующим хэппи-эндом.
Желающим эмоциональной составляющей – прошу читать дальше.
«Железная хватка» - грязный холодный, кое-где снежный, а кое-где шелестящий опавшей листвой осенне-зимний фильм. Здесь неторопливая история, взрывающаяся короткими смертоносными моментами, с вписанными байками героев, с полным погружением в историческую составляющую и чертову аутентичность атмосферы фронтира.
Отличные работы лицедеев первого, второго и даже третьего планов. Тут играют все, и младший Глисон в крохотном эпизоде и, само собой, Джефф Бриджес, он же задиристый, одноглазый и удачливый негодяй-обаяшка-алкаш Кокберн.
Поразительное количество прочих отличных актёров на милю кинопленки: негодяйский бородач в виде Джоша Бролина, усатый техасец с лицом Мэтта Деймона, демонический бандос с узнаваемыми профилем и фасом Барри Пеппера, и, пожалуй, - главное открытие того киногода в виде Хейли Стейнфелд.
Сюжет раскрывается без спешки, можно сказать – камерно, но не теряя интереса к происходящему за счёт ситуаций, диалогов, планов, мелочей и скромной красоты фронтира. Братья Коэн снимают кино и если кино – вестерн, то будьте уверены, вестерн отличный, пусть и не классический.
Никаких пафосных диалогов и кольтов, крутящихся на пальце, никаких дуэлей под бой городских часов, никакого ненужного пафоса. Вражьё «Железной хватки» покрыто пылью, потом, отросшими усищами с бородищами, баками, бакенбардами, подусниками и бровями козырьком. Их лица черны от загара с осевшей пылью, зубы темны от табака и кариеса, а через губу они не только плюются, го и говорят с непередаваемо-гнусавым акцентом деревенщины-реднеков.
Имеющихся схваток не так и много, но любая из случившихся, даже если те описываются на судебном заседании, лаконичны и реалистичны, а последняя заставит вас переживать вплоть до желания скрипнуть зубами ровно как герой, летящий навстречу смерти и знающий это.
Главным оружием, забирающим жизни в «Железной хватке» оказывается судьба. И эта самая судьба обладает поистине убойной мощью, отражённой где в каплях яда, а где в литрах самогона.
Прекрасный образец того вестерна, что оказался нужен сейчас, во времена хардкора и отсутствия желания пересматривать перестрелку у О-Кей коралля в исполнении Рассела, Бина, Килмера и прочих героев эпохи VHS, ярких рубах и скрипящих сапог из свеженькой кожи, звяканья шпорами и многозначительных перемигиваний.