Найти тему

Как не ошибиться при выборе SMMщика?

Сейчас у меня на наставничестве новый бренд женской одежды - основатели только готовятся к запуску. В рамках проекта также задача - помочь подобрать SMM-специалиста. 

Подбор персонала (смм, таргетологи, маркетологи) - одна из моих услуг, поэтому собеседования провожу часто. 

В этот раз на одном из собеседовании поймала себя на мысли, что есть в подборе персонала большая проблема - руководители бизнеса часто отметают вполне достойные кандидатуры. Почему?

Специалисты бывают разные. Есть те, которые обладают не только необходимыми навыками SMMщика, но и четким пониманием процессов заказчика, бизнес-мышлением. Но не все такие. Бывает, что есть хорошие навыки, но не хватает умения сформулировать цель и стратегию, хотя результат при правильном управлении может быть очень хорошим.

Когда руководитель бизнеса (имеющий стратегическое мышление) задает вопросы о целях, задачах и стратегии, такой SMMщик зачастую просто теряется. Руководитель же думает, что этот вопрос - очевидный. Поэтому, не получая нужного ему структурированного ответа, делает вывод, что исполнитель плохой. 

Итак, кандидат для нового проекта. Девочка с хорошими кейсами и в нашей нише - правильная подача материала, качественный визуал, но вопрос о целях и стратегии поставил ее в тупик. 

Не будем отрицать, что в определенных нишах классная подача материала генерит продажи, и стратегия там нужна, конечно, но решает именно визуал. Одежда - одна из таких ниш. 

В будущем можно будет мыслить стратегически, чтобы масштабироваться, но на старте будет достаточно крутой подачи и системности. Часто бывает так, что руководитель бизнеса или SMMщик интуитивно нащупывают классный подход, который генерит миллионы. Нельзяграм продает, продает офигенно, и владельцы бизнеса этими показателями довольны. А потом в поисках «чего-нибудь новенького» рушится эффективная некогда воронка, продажи падают. Не надо изобретать велосипед, если у вас и так все хорошо! А если изобретаете (расти хочется всегда), делайте это аккуратно и поэтапно. 

А может и наоборот - SMMщик дал вам крутую стратегию, но не смог креативно ее реализовать. Все - провал. Будете сидеть на красиво расписанной стратегии и ничего не получать. План есть - действий в нужном направлении нет.

При выборе SMMщика в команду рекомендую задавать много вопросов и ПРАВИЛЬНЫХ. Если вы видите, что классные кейсы есть, а маркетинговых знаний нет - не отметайте кандидатуру. Протестируйте. Поверьте, в будущем вы можете вырастить из этого человека классного специалиста. Но ему в этом придется помочь. Как минимум, замотивировать. 

Отметая хороших кандидатов из-за неотвеченных вопросов или других мелочей на собеседовании из серии «нам хочется, чтобы сразу было ВСЕ и навсегда», вы рискуете не найти никого, или найти того, кто не будет справляться с вашими задачами. Оценивайте также бюджет - если гонорар небольшой, нужно понимать, что супер-эксперта вы не найдете. Толкового с хорошей базой - можно. 

В итоге девочке-соискателю я задала тот же вопрос о целях и стратегии, но другими словами. Спросила про план, как она пошагово бы вела работу над нашим проектом, что бы использовала и внедряла. Она смогла ответить, поэтому мы решили попробовать поработать вместе. Она может структурировать задачи, у нее есть потенциал, она обучаемая. Значит мы можем спокойно взять ее на тестовый период. Плюс к этому - руководство очень хорошо структурирует задачи, поэтому сможет обучить этому или направить в нужное русло. 

Поверьте, это не такая большая потеря для компании - взять пробную неделю сопровождения и посмотреть на человека в работе. Многие думают, что сразу давать доступ к аккаунту опасно - может выложить не то или вообще увести аккаунт. На самом деле, вам необязательно давать доступ сразу. Тестовый период - подготовка контента. Поставьте ТЗ, организуйте совместную съемку контента, подготовьте контент-план. Уже на этом этапе становится понятен ход мыслей специалиста, его отношение к работе. 

Если на этом этапе человек вам откликается, если вы видите разработанную стратегию и более предметное общение, доверяйте аккаунт и радуйтесь классному контенту. Если же вы видите, что навыки не соответствуют вашим ожиданиям (даже если на собеседовании кандидат произвел хорошее впечатление), стоит попрощаться. В любом случае, это минимальные затраты для бизнеса. За неделю или две тестового периода SMMщика в соцсетях будет простой, и да - вы можете потерять возможные продажи. Но если специалист действительно классный - он очень быстро окупит эту сумму новыми продажами. Тем более, простой будет больше, если отметать десятки кандидатов и искать их месяцами.

И тут еще один важный момент. Тестовый период должен оплачиваться. Если специалист с опытом, знает себе цену, он не будет бесплатно отрабатывать неделями. Если хотите бесплатное тестовое при принятии на должность - ставьте его адекватно и в соответствии с трудозатратами исполнителя. Часто встречаю до сих пор позиции, где в качестве теста чуть ли не месячный объем работы смм-специалиста. И этот тест оплачивать не хотят. Тут опять же: хороший специалист востребован и у него есть клиенты, которые готовы сразу платить и эффективно работать. У него есть кейсы, которые он готов продемонстрировать для оценки его навыков. Делать бесплатно такой объем работы он не будет. Брать новичков, которые готовы выполнить такой тест чисто для практики, задача двоякая. С одной стороны, можно найти самородок. С другой, чаще всего тратите времени на поиск очень много, а результат может оставлять лучшего.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц