Tortoise (Черепаха) - был британский штурмовой танк, разработанный с единственной целью - прорываться сквозь хорошо защищенные позиции противника. Огромная, хорошо бронированная и оснащенная смертоносной пушкой машина, скорее всего, справилась бы с этой ролью.
Однако война закончилась до того, как «Черепаха» была готова.
Хотя это могла быть грозная штурмовая машина, за пределами поля боя «Черепаха» представляла собой логистический кошмар. Весом значительно больше, чем «Королевский тигр», она стала бы тяжелым бременем для британских войск, поскольку не могла бы пересечь ни один из мостов и потребляла очень много топлива.
История разработки
Tortoise — уникальная машина, но ее конструктивные критерии — нет. Примерно с 1943 года союзники стали беспокоиться о грозных укреплениях, с которыми они неизбежно столкнутся после вторжения в Европу.
Ожидалось, что такие позиции, как линия Зигфрида, станут серьезной проблемой, которую необходимо будет решить.
И Великобритания, и Соединенные Штаты начали разработку машин, специально предназначенных для преодоления таких видов укреплений, в результате чего появился класс машин, называемых штурмовыми танками.
Это требование привело к появлению ряда примечательных танков, таких как «Эксельсиор» и уморительно плохой «Валиант». Сверхтяжелый танк T28 был попыткой США создать танк, который мог бы бороться с укреплениями и имел много общего с Tortoise.
В 1943 году британская компания Nuffield Mechanization & Aero Ltd. начала разрабатывать собственные проекты штурмового танка. До февраля 1944 года они создали множество различных моделей, от АТ1 до АТ18, но в конце концов военное министерство остановилось на АТ16.
Интересно, что британское правительство сделало заказ на 25 машин прямо по чертежам, еще до того, как был изготовлен прототип. Они надеялись, что танки будут готовы к сентябрю 1945 года.
«Черепаха»
Получившаяся машина, получившая название Tortoise, была прекрасно приспособлена для штурма укреплений. В приоритете у машины была броня.
Это была казематная конструкция, призванная свести на нет уязвимость танка с башней и освободить место для установки мощного орудия. Каземат был сделан из одной гигантской отливки и давал экипажу отличную защиту даже от самых мощных противотанковых средств.
Спереди броня достигала максимум 230 мм, а борта прикрывались до 150 мм стали. Его гусеницы шириной почти 2 метра были прикрыты толстой броневой пластиной, которая проходила по всей длине «Черепахи».
Вооружение представляло собой массивную 94-мм пушку, которая была одним из самых мощных противотанковых средств того времени. Она была способен пробить более 300 мм стали бронебойными снарядами.
Этого было более чем достаточно, чтобы пробить лоб королевского тигра.
Орудие было одинаково эффективно и против бетона, что делало его идеальным орудием для штурмового танка.
Орудие «Черепахи» использовало двухсекционные боеприпасы, заряжаемые двумя заряжающими. Несмотря на отсутствие башни, орудие «Черепахи» имело неплохие углы горизонтальной наводки - по 20 градусов вправо-влево, а также угол наклона 10 градусов.
Внутри у «Черепахи» действительно было очень просторное боевое отделение благодаря огромным внешним размерам.
Что касается экипажа, то их было семь человек.
Это были командир, водитель, штурман, наводчик, два заряжающих и пулеметчик.
Производительность
Как и ожидалось, все это позволило создать очень тяжелый танк, один из самых тяжелых, когда-либо созданных Британией.
Черепаха весила 87 тонн.
Это было бы хорошо, если бы она была оснащена подходящим двигателем, но это было не так. Сзади стоял Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.
Даже заведомо маломощный Jagdtiger, который весил почти на 10 тонн меньше, использовал более мощный двигатель.
Meteor был превосходным двигателем, который стоял на некоторых из лучших британских танков. Однако даже этого 27-литрового V12 Черепахе было мало.
В результате максимальная скорость Tortoise составляла всего 19 километров в час по дороге и 6 километров в час по бездорожью. Это примерно так же быстро, как танк Mark I времен Первой мировой войны.
Хотя Tortoise была чрезвычайно медленной, можно утверждать, что это было приемлемо из-за её роли штурмового танка.
Судьба прототипов
Только шесть прототипов было построено, впоследствии ставшие испытательными машинами.
Известно, что как минимум один образец был отправлен в Германию на испытания, где он показал впечатляющую мощь своей пушки против немецких танков. Кроме того, он оказался на удивление надежным танком.
Настоящие проблемы Черепахи заключаются в окружающей её логистике. Они были просто слишком здоровенными для европейской инфраструктуры.
Черепаха была слишком широкой, чтобы ее можно было перевозить по железной дороге, и слишком требовательной к топливу и медленной, чтобы самостоятельно преодолевать значительные расстояния. Также гражданский и военный мосты дрожали при одном лишь виде почти 90-тонного монстра.
Танк приходилось перевозить на прицепе и грузовике, но даже этот способ требовал двух военных тягачей, чтобы тянуть его за собой.
Корпуса либо разрезали на металлолом, либо отправили на стрельбища в качестве мешеней. Одна Черепаха сохранилась и находится в танковом музее в Бовингтоне. Она до сих пор находится там в отличном состоянии. Это второй по тяжести танк музея, уступающий только TOG 2.
🔥 Подписывайтесь на канал – это лучший способ поддержать!
👍 Поддержите статью лайком, если было интересно.
💬 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!
Телеграм канал
Группа ВК