Найти тему

Государственное производство

Общественное управление, как и всякий хозяйственных уклад, нуждается в материальном обеспечении. Источником финансирования соответствующих затрат являются налоги, собираемых с податного населения. Но собственно расходование выделенных финансовых средств на требуемые для функционирования общественного управления материальные ценности на разных этапах развития человечества обеспечиваются различными формами общественных укладов.

На стадии феодализма соответствующие потребности обеспечивались путем закупок ремесленной продукции, причем не централизованно государством, а самими феодалами, за свой счет. Строительные услуги по возведению инфраструктурных сооружений, таких как каналы, мосты, замки и соборы выполнялись в рамках общего уклада феодального управления, как вид управляющей деятельности. При этом феодальным государством финансировались только специальные работы и материалы, когда труд массовых исполнителей – зависимых крестьян был их феодальной повинностью.

При переходе к абсолютизму подобного метода материального обеспечения общественного управления становится недостаточно. Во-первых, абсолютистское государство переходит на прямое финансирование своих затрат, то есть закупки не могут быть осуществлены за счет личных средств властителей. Во-вторых, и это самое главное, производственных и капитальных мощностей мелко товарного уклада становится недостаточно для удовлетворения спроса.

Таким образом, основных источником материального обеспечения абсолютистского государства станется крупно товарное производство.

Однако, на данном этапе частные производственные предприятия оказываются неготовыми для полного удовлетворения имеющегося спроса по следующим причинам:

· Государственным потребители предъявляют запрос на специфические продукты, которые могут быть реализованы только ему (пушки, боевые корабли, строительные работы на инфраструктурных проектах – каналы, мосты, крепости, храмы). Являясь монополистом, государство само устанавливает цены, которые могут быть невыгодны частному предпринимателю

· Запрашиваемые государством продукты являются высокотехнологичными, для своего времени, по дизайну, исполнению и материалам, что требует существенных вложений в специальное оборудование (основные средства), которое может и не пригодиться для других целей. Поэтому нет особенной заинтересованности частного капитала во вложения в оборудование с неясной перспективой окупаемости.

· На этапе абсолютизма частное производство только формируется, поэтому у частного предпринимателя обычно недостаточно средств для самостоятельного финансирования крупных проектов, особенно инфраструктурных (канал, мост). Причем конечным бенефициаром созданного объекта является государство. То есть, нет возможности возвращать вложения за счет текущей платежей от эксплуатации объекта.

Таким образом, на этапе абсолютизма возникает объективная потребность расчленения массового производства на частное и государственное.

Основными отличиями государственного производства от частного является следующие:

· Бенефициарами государственного производства являются властители, которые распоряжаются результатами его деятельности, когда для частного производства бенефициарами являются капиталисты

· Государственные предприятия финансируются из собираемых налогов, когда частные предприятия финансируются из прибыли на капитал. Государственное финансирование надо понимать в следующем смысле. Государственное предприятие создаёт трудом своих сотрудников добавочный продукт, как и частное предприятие. Сформированный добавочный продукт идет на финансирование производства. Но в случае, если созданного продукта оказывается недостаточно для полного финансирования, полученный кассовый разрыв покрывается из собираемых налогов. Это возможно различными методами: установление завышенных закупочных цен на продукцию государством, прямое финансирование убытков, налоговые послабления для предприятий и работников и т.п.

· Государство устанавливает не только цену на продукцию, но и требуемый ассортимент производимых изделий. То есть, в отличие от частного предприятия, государственное предприятие не может произвольно менять свой профиль в зависимости от изменения конъюнктуры рынка.

Как и все крупно товарные уклады, государственное производство образует полную иерархию ролей:

· Бенефициары и руководители – лица, которые управляют и распоряжаются результатами деятельности. Обычно это лица, принадлежащие классу властителей, которые выполняют функцию хозяйственно-производственного управления государства.

· Специалисты – квалифицированные работники, выполняющие сложные производственные или управляющие задачи

· Работники – исполнители массовых работ

· Донаторы – лица, чьим трудом или средствами обеспечивается функционирование общественного уклада. Государственное производство наследует роли донаторов от общественного управления и частного производства, одновременно. Как производственный уклад, руководители, специалисты и работники вместе создают добавочный продукт, являющийся результатом деятельности. Но как общественное управление, в финансирование государственного производства осуществляется из налогов через закупочные цены и дотации. И в этом смысле донаторами государственного производства являются все налогоплательщики.

На этапе абсолютизма государственное производство представлено казенными заводами. Основной заказчик казенных заводов – само государство. В этом смысле казенные заводы представляют собой хозяйственно-производственную службу абсолютистского государства. Соответственно, бенефициары, руководители, специалисты и исполнители казенных заводов образуют единые социальные слои и классы с соответствующими бенефициарами, руководителями, специалистами и исполнителями других служб (военной, судебной, административной и т.п.) государства.

Надо отметить, что и источники формирования этих социальных слоев государственного производства являются теми же, что и государственного управления: руководители - крупные землевладельцы, специалисты – землевладельцы и мастера.

Производство на казенных заводах, аналогично частным мануфактурам, строятся на ручном труде с привлечением ограниченного объема специального оборудования. Поэтому для казенных заводов нет необходимости в наличии специальных навыков для исполнителей, приобретаемых долгим обучением. Только небольшое количество специалистов должно иметь достаточно глубокие специальные навыки. Для исполнителей достаточно некоторого обучения на рабочем месте для начала работы на производстве. Поэтому источником формирования социального слоя исполнителей на казенных заводах могут быть все подходящие низшие социальные слои, имеющие свободные рабочие руки.

На раннем этапе абсолютизма, как и в случае формирования массовой армии абсолютизма, наблюдается недостаток свободных рабочих рук на позиции исполнителей на казенных заводах. Поэтому, аналогично рекрутскому набору, исполнителей на казенные заводы набирали не совсем добровольно (приписные крестьяне) или совсем недобровольно (рабы и каторжане). Но по мере развития производства, когда, с одной стороны, несвободный труд показывает свою экономическую неэффективность, а с другой стороны растет число крестьян, потерявших свои наделы из-за сельскохозяйственного перенаселения, и разорившихся в конкуренции с мануфактурами ремесленников, казенные заводы переходят на полностью добровольное формирование социального слоя наемных исполнителей. При этом работники живут на получаемую заработную плату, не имеют других источников дохода, то есть, они полностью покидают материнский социальный строй и перенимают социальные позиции и общественное самосознание нового слоя. В дальнейшем социальный слой исполнителей воспроизводит сам себя – дети работников сами становятся работниками завода.

Надо отметить, что наемные исполнители государственного производства (казенных заводом) и наемные исполнители частного производства (мануфактур) образуют единый социальный класс – наемные работники.

На этапе авторитаризма государственное производство переживает свой расцвет, а в конце периода – упадок. Такое развитие процесса обусловлено особенностями общественного строя – механизацией производства.

На начальном этапе частное производство не обладало достаточными материальными средствами для финансирования существенных капитальных вложений, требующихся для инновационного развития. Более того, для инфраструктурных (железные дороги, электростанции и т.п.) и инновационных (научные исследования) проектов не было существенной заинтересованности частного капитала на рисковые вложения. Поэтому частный капитал «поручал» государству финансирование проектов, потребность в которых объективно существовала, но прибыльность вложений была сомнительна. При этом частное производство выступало для государственного производства партнером и подрядчиком. То есть, государственное производство было центром затрат, а связанное с ним частное производство – центром получения прибыли.

Если выяснялось, что инновационное государственное производство оказывалось экономически эффективным в смысле получаемой прибыли, оно переходило из государственного в частное путем приватизации. Бенефициары государственного производства (государственные руководители и менеджеры предприятий) получали основной капитал государственного производства в частную собственность и становились капиталистами, либо получали финансовый капитал от продажи государственного бизнеса и становились банкирами. Как еще один вариант, финансовый капитал от продажи государственного производства вкладывался в другое государственное производство, а бенефициары проданного государственного производства просто меняли объект своего управления, то есть, становились бенефициарами другого государственного производства.

Если же, по каким-то причинам, государственное производство оказывалось неэффективным, то все его убытки покрывались из собираемых налогов.

Таким образом, государственное производство выполняло на этапе авторитаризма роль инфраструктурного и инновационного капиталиста для задач, экономическая эффективность которых не ясна, а капиталоемкость – большая.

Механизированное производство требует большого количества работников в одном месте (городе), обладающих соответствующей квалификацией. Поэтому любое производство (частное или государственное) заинтересовано в обеспечении массового образования и поддержания должного уровня здоровья работников и санитарии в густонаселенных городах (массовое здравоохранение). Таким образом, как государственное производство, как и частное производство, выступают заказчиком для государственных услуг образования, здравоохранения, социального обеспечения и научных исследований. Наличие и соответствующий уровень услуг являются обязательной предпосылкой для них. То есть, именно механизированное производство выступила драйвером формирования государственных услуг авторитаризма.

При переходе к постиндустриализму, частное производство в лице частных финансово-инвестиционных корпораций обладает достаточными капиталами для самостоятельного финансирования больших и дорогостоящих проектов, а также средствами для покрытия возможных убытков. Поэтому потребность в государственном производстве постепенно исчезает. Имеющиеся государственные производства трансформируются в частные производства путем приватизации или продажи финансовым корпорациям, и крупно товарный уклад государственного производства теряет свое значение.

На постиндустриальной стации социальной общественной формации инфраструктурные и венчурные проекты будут реализовываться финансово-инвестиционными корпорациями самостоятельно. Необходимые для обеспечения социальных услуг работы и изделия будут производиться частными предприятиями по заказу автономных сообществ. То есть, автономные сообщества, как представители общественного управления, будут выступать только заказчиками работ, не вовлекаясь в сам процесс производства. Надо отметить, что при переходе к социальной общественной формации уменьшается и спектр изделий и работ, необходимых для общественного управления и общественных услуг. Те услуги и изделия, которые были основной задачей государственного производства, при постиндустриализме либо становятся ненужными (военное оборудование, государственное имущество), либо обеспечиваются частным производством (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Оставшиеся услуги и изделия (научные исследования, культура, правоохранительная деятельность) обеспечиваются за счет заказов частным предприятиям.

Можно сделать вывод, что на этапе постиндустриализма социальной общественной формации государственное производство прекратит свое существование, как массовый общественный уклад.