Матрица пространства – это такой порядок элементов. Атомная материя – первичный вид реальности. Отлично, а когда нет порядка, тогда что? Хаос? Попробуем проработать концепт хаоса, придать ему какую-то начальную научную обоснованность. Но какие тут могут быть проблемы?
Совершенно понятно, придётся пофилософствовать. Но систематизация знаний, на наш взгляд, в данном направлении становится всё больше актуальной и востребованной. И впереди нас ожидает трудоёмкая задача, так как следует представить то, чего ум объективно представить не может в принципе. Поэтому нам нужна, скорее всего, некоторая схема хаоса.
Итак, перед нами пространство, которое нельзя назвать пространством, ввиду того, что в нём отсутствуют элементы и промежутки между этими элементами. Вот где вскрывается фундаментальная неделимая протяжённость и бескрайняя целостность. Вообще, кто «придумал» этот хаос греков? И здесь нас потянуло почему-то в Египет.
Удивительно, но как раз в Древнем Египте существовала космогоническая идея сотворения мира из хаоса воды! Там хаос символизировал тьму кромешную. В Китае тоже был «свой хаос». Нет, мы не ругаемся, но китайский хаос – это хунь-тунь, означающий бесформенную тьму. Товарищи, как же так? Куда смотрит наука? Почему некоторые базовые понятия философии универсальные? Неужели снова «единый центр»? Но ладно, «китайский хаос» упорядочился, возникло «комическое яйцо». Можно поразмыслить относительно «яйца», но пока не будем, нам, кажется, тут присутствует уже некое «интуитивное понимание» у читателей.
Хорошо, в древнегреческую философию понятие хаоса привнёс Пифагор. Вначале, так сказать, в двух словах, затем детализируем ситуацию с хаосом. Таким образом, по Пифагору с хаоса начинается космос. И у греков хаос больше пустота, но характеризующая определённое состояние материи. Главное заключается в том, что космос, в отличие от хаоса, есть порядок. Неважно какой, но порядок. Сегодня, между прочим, как никогда ощущается потребность в порядке, пусть и новом. Ещё кое-что, хаос ассоциируется с пустотой, как с непроявленной материей, наоборот, космос уже – есть проявленная материя. Примерно так, однако любопытно следующее, идеи философии планомерно «перекочевали» в науку.
Использует ли наука понятие хаоса? Да, с недавних пор, и как оно выглядит? Давайте к проблеме отнесёмся серьёзно, обсудим её обстоятельно. Это очень важно. Здесь есть место и современной философии. Но для начала немного вводного текста, где предусматривается информационная составляющая (пригодится в дальнейшем). В общем, дело мы будем иметь с «безграничной первобытной массой», хаосом, исходя из греческой мифологии. Ну, раз без информации никак, то хаос у нас преобразуется в неограниченное количество информации, в смысле энтропии. Хаос хранит, скажем, так, слишком много информации, это есть «память» будущего космоса. Мы не в состоянии «переварить» всю эту информационную «протоматрицу», поэтому для нас ситуация складывается как хаос. Кроме того, где-то беспорядок воспринимается нами безмерным количеством данных. В данной связи, в информационном ключе, иногда хаосом называют – информационный шум.
Пусть так, что такое шум? А это во многом беспорядочные колебания, или неупорядоченные колебания различных частотных характеристик. Однако существует возможность настроиться на определённую частоту, тогда всё будет в порядке. Между тем, понятие хаоса, если принимать его неимоверную изначальную плотность, не даёт состояться колебаниям. Отчего, по нашему мнению, хаос – это больше, действительно, хранилище информации. Или, например, изначальная база данных, глубокая не актуализированная память. Но если не производится колебаний, то преждевременно обсуждать информационную матрицу. По-настоящему информационное пространство образуется вместе с атомной материей, и то в случае появления взаимодействия между атомами.
Информационные азы, так сказать, заложили, порассуждаем дальше, причём на основании научных представлений. Дело в том, что понятие хаоса из философии перешло в науку, и закрепилось в синергетике. Благодаря синергетическому подходу между хаосом и космосом установилась онтологическая симметрия. «Космос и Хаос есть неразрывные, дополняющие друг друга и переходящие друг в друга сущностные и эстетические начала природы и искусства. Эстетика Космоса – это созидание нового порядка, созидание красоты. Эстетика Хаоса – это предчувствие зарождения нового порядка, ожидание красоты. Космос – это красота актуальная, тогда как Хаос есть красота потенциальная».[1] Отметим такие противоположности, как актуализация и потенциальность. Сейчас это просто пока интересно. Но мы, пожалуй, ещё больше переносим в сферу науки категории «хаос» и «космос».
Вполне себе наука рассуждает о хаосе, как о некотором первичном состоянии Вселенной, и мы постараемся позже конкретизировать сведения. Что же такое хаос? «Чистый абстрактный вакуум, первоначальный Хаос это совершенно однородная изотропная среда, в которой отсутствуют любые виды возмущений. Им основано пространство, не имеющее ни в чём границ».[2] Снова мы тут поработаем и предъявим кое-какие свои выводы, несколько ниже. А к чему склоняются учёные головы? Простите за такую идиому, но наука видит хаос (в качестве пустого пространства) в рамках понятия вакуума. Это чрезмерно относительное понятие, тем не менее, предлагаем существующее научное представление об этой среде. «Среда, в которой нет частиц веществ или полей».[3] Как всё обычно просто, нет ничего и точка! Зато из вакуума бесцеремонно возникают разного рода частицы. Лишь бы следовать критериям физикализма! Но от этого и проблемы.
В настоящее время основы синергетики, в том числе понятие хаоса, официально входят в концепции современного естествознания, тем самым способствуют формированию научного мировоззрения. «Хаос – нерегулярное (непериодическое) изменение состояния физической системы в пространстве и/или времени».[4] И предпосылкой возникновения нерегулярного состояния является – случайность. Ну, да, так-то, жизнь также «случайно» зародилась. В рамках синергетики поднимается проблема самоорганизации, когда порядок возникает из хаоса спонтанно. В целом, концепция хаоса понятна, речь больше идёт об асимметрии. Но как случайно получить симметрию? «В физике оказалось много удивительных совпадений, которые не могут быть поняты как чистые случайности или чистые закономерности. Можно проследить взаимные превращения порядка в хаос, рождение законов и упорядоченность хаоса, но возможно ли управление этими процессами?».[5]
Другой вопрос, производится ли управление во Вселенной? Если да, то работают как раз законы, которые и делают порядок. Тут мировоззренческий вопрос, на самом деле, поднимается. И в чём заключается научность теорий «беспорядка»? Главное в том, что наука не признаёт разумного и иерархически высшего управления в мироздании, пытается всё свести к случайности и самоорганизации. Но мы предлагаем рассмотреть одновременно и другую схему хаоса, где фактор управления является фундаментальным и основным.
Послесловие: Логическое продолжение - «Схема хаоса, если хотите, с долей альтернативного подхода»
[1] Волошинов Александр Викторович, Табоякова Юлия Викторовна Трансформация концепта «Хаос» в истории культуры // Общество: философия, история, культура. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kontsepta-haos-v-istorii-kultury
[2] Саврухин Анатолий Петрович ХАОС И КОСМОС // Евразийский Союз Ученых. 2015. №3-8 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/haos-i-kosmos
[3] Саврухин Анатолий Петрович ХАОС И КОСМОС // Евразийский Союз Ученых. 2015. №3-8 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/haos-i-kosmos
[4] Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.С. Кирчанов, А.И. Цаплин / под общ. ред. А.И. Цаплина. - Изд-во Перм. гос. техн. ун-та. - Пермь, 2008. С. 167
[5] Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Яковлевна Дубнищева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. С. 55