Опережающий экономический индикатор по итогам января показал рост на 5 %
Краткосрочный экономический индикатор (КЭИ) в январе продемонстрировал рост на 5 %. Динамика «хорошая», отмечают аналитики Jusan Analytics в своем пятничном комментарии ( https://jusan.kz/analytics/research/80 ), посвященном новой порции статданных. Основной вклад в ускорение обеспечен ростом реального сектора (+2,3 %) и сектора услуг (+7,6 %). Рост наблюдается преимущественно во всех секторах экономики.
Локомотив экономического подъема
Генераторами роста экономики в сфере услуг стал рост оптовой и розничной торговли, а также связь и коммуникации. Последнее прибавило +18,1 %, тогда как торговля выросла сразу на 19,4 %. Примечательно, что розничный сегмент прибавил +20,8 %, тогда как оптовая торговля выросла на 18,8 %.
«Такой ускоренный рост отраслей объясняется эффектом низкой базы прошлого года из-за январских событий. При этом развитие отрасли связи поддерживается государством через нацпроекты в целях обеспечения граждан качественным интернетом, а торговая отрасль поддерживает кредитование со стороны банков», - подчеркивают в Jusan Analytics.
Транспорт и складирование прибавило 7,9 % роста, однако здесь имеет место «пересмотр методики» подсчета со стороны Бюро национальной статистики. Ее обновление прибавило +8,6 % в январе 2022 года. В структуре отрасли увеличение активности связано с приростом пассажирооборота на 49,3 % и числом перевезенных клиентов на 32,5 %. Совокупная выручка предприятий перевозчиков за январь составили свыше 371 млрд тенге.
Говоря о реальном секторе, нельзя не отметить рост в строительном секторе (+12,5 %) и промышленность (+1,4 %).
Строительство жилых объектов сократилось на 31,5 % в годовом выражении; возведение нежилых объектов, однако перекрыло с лихвой негативный тренд, обеспечив прирост на 39,1 %. «Это произошло благодаря увеличению инвестиций в основной капитал, сдачи строительных проектов и продолжительной поддержки отрасли со стороны государства», - подчеркнули аналитики компании.
Горнодобывающая промышленность выросла на 1,2 % год к году, на фоне высокой базы в январе 2022 года. В копилку роста свой взнос внесла добыча нефти (+1 %), цветных металлов (+9,1 %) и прочих полезных ископаемых (+7,6 %). Наряду с этим наблюдается снижение добычи угля и железных руд в годовом выражении.
Валовая добавленная стоимость перерабатывающего сектора вырос на 1,6 %. Подъем в своей структуре связан с мощным ростом производства фармацевтической продукции (+51 % г/г), текстильных (+25,5 %) и табачных изделий (+21,3 %), напитков (+33,2 %), продуктов питания (+9,8 %), а также машиностроения (+12,1 %). Сжатие наблюдалось в производстве одежды (-13,8 %) и металлургии (-7,4 %).
Коридор экономического роста
В целом аналитический взгляд на перспективы роста экономики Казахстана весьма положителен и варьируется от 2,4 % до 4,3 % в зависимости от характера сценария, следует из выкладок Jusan Analytics.
По предварительным данным, озвученным вице-министром национальной экономики, Тимуром Жаксылыковым, в январе экономика Казахстана выросла в реальном выражении на 5,6 %.
«Складывающаяся динамика развития экономики превысила наши ожидания, - подчеркивают аналитики компании. – Дальнейшая траектория развития будет находиться под давлением множества рисков, таких как ухудшение геополитической обстановки, волатильность цен, проинфляционное давление в мире, ужесточение монетарной политики мировыми ЦБ».
По ожиданиям профучастников рынка, правительство Казахстана продолжит поддерживать экономику через фискальные стимулы, рост инвестпрограмм и инвестиций в основной капитал, высокий спрос и цены на казахстанскую линейку экспортных товаров, и прежде всего, нефть. Поэтому в базовом и оптимистическом сценарии ожидается прирост ВВП Казахстана на 3,8 – 4,3 %.
Однако в третьей декаде февраля АО «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), через который на мировой рынок из страны поставляется 80 % экспортной нефти сообщил о краткосрочной приостановке приема нефти ввиду шторма и непогоды в Черном море. Это привело к переоценке перспектив экономики и появлению негативного сценария, с учетом фактора КТК, до 2,4 %.
«В прошлом году АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (КТК), по которому транспортируется большая часть казахстанской нефти (около 80 %), приостанавливал свою деятельность несколько раз. В результате, это очень сильно отразилось на деятельности горнодобывающей промышленности, ВДС которой по итогам 2022 года снизилась на 1 %», - объясняют свои обновленные оценки аналитики Jusan Analytics.
Приостановка приема нефти продлилась не более суток, что не привело к существенным потерям в производственном процессе. Однако в компании уверены, что «фактор КТК» сейчас является «самым постоянным, большим и непредсказуемым риском для дальнейшего развития экономики Казахстана, которая очень сильно зависит от нефтегазового сектора».
Ранее озвученные планы Правительства и «КазМунайГаза» по диверсификации экспорта нефти с помощью нового маршрута через Баку-Тбилиси-Джейхан после недавних трагических событий в Турции стали практически неосуществимы, добавляют в Jusan Analytics.
Кредит доверия государству растет
Несмотря на сужение транспортных условий, рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило в начале марта прогноз по суверенном кредитному рейтингу Казахстана с «Негативного» на «Стабильный». Ключевым аргументом стало то, что внешние риски стали более управляемыми. Сам рейтинг остался на прежнем инвестиционном уровне «BBB-/A-3».
«Прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан — «Стабильный» — отражает наши ожидания того, что фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными, обеспечивая достаточные резервы для компенсации временных перебоев в работе трубопровода КТК», - говорится в сообщении агентства.
Риск факторами для понижения рейтинга кредитоспособности Казахстана остается «значительное сокращение нефтяного экспорта в течение продолжительного периода времени». Это таит в себе ухудшение внешнеэкономических условий и рост дефицита госбюджета.
«Мы также можем понизить суверенные рейтинги, если рост затрат на привлечение заемных средств продолжит способствовать росту расходов на обслуживание государственного долга. Прочие дестабилизирующие факторы, такие как ухудшение стабильности внутри страны и масштабные протесты или беспорядки, также могут привести к понижению рейтинга», - отмечают в S&P Global Ratings.
Говоря о фискальной политике государства, нельзя не обойти стороной бюджетные параметры. По итогам 2022 года дефицит госбюджета сократился на 14 % или почти 300 млрд до 2,2 трлн тенге.
Примечательно, что сокращение происходило на фоне растущих мировых цен на энергоресурсы и большого товарооборота, что положительно повлияло на рост доходов бюджета.
При этом, если из доходной части исключить поступления трансфертов из Национального Фонда РК (23 % от доходов в 2022 году) и экспортные таможенные пошлины на нефть (8 %), то ненефтяной дефицит бюджета значительно углубляется до -8.4 трлн тенге, подсчитали в Jusan Analytics.
Доходы бюджета в 2022 году выросли на 27,8 % к уровню годичной давности, до рекордных 20,3 трлн тенге. Решающую роль здесь сыграли поступления от налогов, которые выросли на 38,4 % и составили 73 % всех поступлений.
В структуре платежей наибольший рост продемонстрировали НДС и акцизы, валовые сборы по которым выросли более чем в 1,5 раза; прирост КПН составил 40 %, тогда как трансферты из Нацфонда увеличились на скромные 1,8 % до почти 4,6 трлн тенге.
Расходная часть госбюджета на этом фоне также выросла на 19,9 % за год, но была исполнена на 25 меньше планировавшихся объемов. В структуре трат наибольший прирост обеспечила промышленность (+91,8 %), оборона (+49,4 %), государственные услуги общего характера (+41,5 %), транспорт (+34,1 %) и общественный порядок (+31,3 %).
Говоря о долгосрочной финустойчивости госфинансов, нельзя не отметить и другой риск. В результате роста госдолга, процентных ставок и ослабление тенге растут расходы на обслуживание долга или, другими словами, процентные платежи по таким обязательствам выросли с 5,7 до 6,3 % от всех гострат.
В 2023 году эта доля может вырасти существенно.
Тем не менее, в S&P Global Ratings раскрывая свое видения позитивного сценария для страны и повышения рейтинга Казахстана, называют для этого следующие условия: если среднесрочные перспективы изменения бюджетных показателей улучшатся и превысят наши ожидания, рост долга замедлится, а объем расходов на обслуживание и погашение долга сократится.
К числу позитивных индикаторов добавлены также повышение эффективности денежно-кредитной политики, о чем будет свидетельствовать более умеренная инфляция, сохраняющаяся приверженность гибкости обменного курса и снижение уровня долларизации экономики.
«Однако сильные показатели бюджета и платежного баланса Казахстана делают риски, связанные с временными перебоями в работе трубопровода, управляемыми», - акцентируют в рейтинговом агентстве.
Сможет ли Казахстан перейти на новое бюджетное правило?
Одним из ключевых драйверов экономического роста в текущем году, безусловно, станет фискальный импульс. Это закономерно актуализирует вопрос дальнейшей трансформации налогово-бюджетной политики, где традиционно сохраняется высокая зависимость от внешних макроэкономических условий и цен на энергоресурсы. Более того, правительство анонсировало ряд масштабных бюджетных проектов, включая программу масштабного строительства школ с совокупным бюджетом в 2,6 трлн тенге.
«Мы полагаем, что разрабатываемые сегодня новые концепции развития разных сфер экономики, призванные обеспечить дальнейшую траекторию социального и экономического развитие страны, продолжат оказывать давление на расходную часть бюджета. Достаточно сложным остается вопрос о росте доходной части бюджета с сокращением доли нефтяных поступлений, планируемый в рамках республиканского бюджета на 2023-2025 годы, в условиях продолжительной политической/экономической напряженности и глобального ужесточения монетарных мер… Это создает некоторую неопределенность в исполнении запланированной налогово-бюджетной политики в текущем году», - отмечают аналитики Jusan Analytics.
Напомним, что с 2023 года Казахстан объявил о переходе на новое бюджетное правило, подразумевающее кратное сокращение объемов трансфертов из Национального фонда.
Суть правила – привязка объемов трансфертов в бюджет к цене на нефть, что подразумевает сокращение целевых изъятий до 1 трлн и 400 млрд тенге в 2023-2024 годах соответственно.
Замещение выпадающих доходов должно произойти за счет расширения фискальной базы, что вызывает интерес к происходящим бюджетным процессам и динамике экономической активности бизнеса.
Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»