Найти тему
Пикабу

Рыцарь новой Франции. AMX-30B

Французское танкостроение имеет давние корни и может похвастаться множеством оригинальных и смелых конструкторских решений. В годы Первой Мировой Франция стала второй после Великобритании державой, на вооружение которой поступили танки. Первые образцы были не слишком удачными, но вслед за ними был создан малыш «Рено» FT-17, первый в мире танк классической компоновки с вооружением во вращающейся башне. С тех пор и по наши дни большинство танков мира имеют именно такую компоновку. На момент начала Второй Мировой Франция обладала, пожалуй, единственным в мире средним танком с противоснарядной бронёй, довольно мощной пушкой и хорошими ходовыми качествами. Эта машина, SOMUA S35, впрочем, имела и свои недостатки, а также была малочисленной, и не смогла предотвратить падения Франции. После войны французские инженеры активно внедряли ещё одну новинку — двухсоставную качающуюся башню, имеющую пушку с барабанным автоматом заряжания. Лёгкий танк AMX-13, оснащённый такой башней, оказался очень удачным и поставлялся на экспорт во многие уголки мира. А как обстояли дела с основной ударной силой сухопутных войск — средними танками и ОБТ?

-2

AMX-30B И кавалерийский танк Второй Мировой SOMUA S-35.

-3

С лёгким AMX-13/75 армии Израиля.

Когда после окончания Второй Мировой войны французская армия подверглась реформированию, ее танковый парк состоял из американских танков М4 «Шерман» и новых созданных во Франции танков ARL44 (глубокой модернизации довоенного тяжёлого Char B1). С середины 1950-х годов эти танки были заменены американскими М47 «Паттон», поставлявшимися США в больших количествах по программе Взаимной оборонной помощи. В 1956 году Франция, Западная Германия и Италия ощутили потребность в новом танке, который был бы легче и имел более прочную броню, чем М47, состоящий на вооружении всех трех стран. Проект единого европейского ОБТ изначально характеризовался смещением приоритета в сторону усиления подвижности и огневой мощи за счёт бронирования. Теоретики считали, что совершенствование противотанковых средств (переносных гранатомётов, кумулятивных снарядов, противотанковой авиации) делало наращивание брони неэффективным — современная ракета способна прожечь явно больше стали, чем можно повесить на танк. Выход виделся в скорости и манёвренности (пусть ещё попробуют попасть своей ракетой!), а также во внушительном вооружении. Нужно сказать, такая концепция не была общепринятой в те годы. Английский ОБТ Chieftain, например, наоборот имел упор на бронирование в ущерб подвижности.

С «тигровым» M46 Patton.

-5

С намного более тяжёлым Chieftain Mk5.

Работы над новым ОБТ были начаты во Франции в 1957 году в Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineux (исследовательский центр AMX в пригороде Парижа). Первый прототип был готов в 1960 году и направился на всесторонние испытания. К этому времени проект из общеевропейского стал чисто французским — Италия вышла из программы, а в Германии работали надо своим собственным ОБТ Leopard 1. Французский же танк был принят на вооружение под обозначением AMX-30, и с 1966 года на танкосборочном заводе ARE в городе Роанн было начато его серийное производство. Оно продолжалось на протяжении 20 лет до 1986 года, за это время был выпущен 3571 танк. Примерно половина этих танков предназначалась для Франции, остальные — на экспорт. К тому же имел место лицензионный выпуск с 1974 по 1979 год в Испании, там собрали 280 машин. AMX-30 поставлялся в Саудовскую Аравию, Боснию и Герцеговину, Грецию, Хорватию, Венесуэлу, Катар, Нигерию и ещё ряд стран, в некоторых из них он состоит на вооружении и сейчас.

-6

За годы производство было несколько модернизаций, к тому же существовал ряд специальных экспортных вариантов. В 1972 году была разработана модификация AMX-30B, у которой спаренный с пушкой тяжёлый пулемёт заменили 20-мм автоматической пушкой двойного назначение (борьба с легко бронированными целями и низколетящими воздушными целями), также была установлена система стабилизации орудия. С 1981 года с конвейера начал сходить AMX-30B2. На нём механическая трансмиссия с ручной коробкой передач была заменена гидромеханической с полуавтоматической КПП. Вместо оптического установлен лазерный дальномер, телевизионные обзорные системы, обновлена система управления огнем. Более энергоёмкая электроника потребовала установки более мощных аккумуляторных батарей. Также была улучшена система охлаждения двигателя. Была увеличена и толщина маски пушки. Танки модификации AMX-30S (Sahara) выпускались на экспорт для стран с жарким пустынным климатом. Ходовая часть закрывалась экранами, которые предназначались, главным образом, для защиты элементов ходовой части от песка и пыли. Мощность двигателя была понижена до 620 л.с., установлена модернизированная коробка передач, ограничивающая максимальную скорость движения до 60 км/ч. Также на экспорт были разработаны модификации AMX-32 и AMX-40. Интересно, что на базе АМХ-30 разрабатывался ракетно-артиллерийский танк ACRA (Anti-Char Rapide Autopropuls) — аналог американского M60A2 Starship. Французская машина должна была нести 142-мм орудие-пусковую установку, и аналогично американской поражать бронетехнику противника управляемыми ракетами, а прочие цели — фугасными активно-реактивными снарядами. Однако из-за технических трудностей, а также дороговизны, проект не вышел из стадии прототипа. Также не пошёл в серию и AMX-30 Super, оснащавшийся полностью новым силовым блоком. В начале 1990-х годов фирма GIAT разработала для танков АМХ-30 комплект из 112 блоков навесной динамической защиты BS G2 Brenus (BS — Brique de Surblindage), по уровню защищенности эквивалентную стальной броне толщиной 400 мм.

-7

Несколько танков AMX-30B2 с бронёй Brenus.

На шасси АМХ-30 выпускался широкий ряд самоходных установок и вспомогательных машин: 155-мм самоходная артиллерийская установка (AMX-30 AUF1), зенитная самоходная установка, самоходная пусковая установка тактических ядерных ракет (AMX-30 Pluton), зенитно-ракетный комплекс (AMX-30 Roland), танковый минный тральщик (AMX-30EBD) и танковый мостоукладчик (AMX-30EBG), бронированная ремонтно-эвакуационная машина (AMX-30D), а также машина с изменённой внешней конфигурацией корпуса для изображения танков противника во время учений (AMX-30 FORAD). Часть этих машин используются армиями Франции и других государств по сей день.

-8

AUF1, Roland, AMX-30EBG И Pluton.

Танк AMX-30B имел классическую компоновку и экипаж из 4 человек. Длина машины с пушкой вперёд — 9.48 м, ширина — 3.1 м, высота — 2.85 м, боевая масса — 36 тонн. Механик-водитель размещался в носовой части корпуса, рабочее место смещено к левому борту, командир танка и наводчик находились в боевом отделении справа от пушки, заряжающий — слева. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса и занимало объём 5.3 м. Топливные баки размещались в отделении управления и МТО, боекомплект к пушке — в передней части корпуса справа от механика-водителя и в башне. Корпус танка имел сварную конструкцию. Толщина броневых плит лобовой части корпуса составляла 79 мм, бортов – 30-57 мм, днища и крыши – 15 мм. Башня литая с выраженной кормовой нишей, толщина ее лобовой части составляла 81 мм, бортов – 41 мм, крыши – 20 мм. Маска орудия являлась самой защищённой деталью, имея толщину 150 мм. Броня танка защищала только от снарядов малокалиберных пушек, пуль и осколков снарядов, но пробивалась всеми типами танковых кумулятивных снарядов, всеми ПТУРами и почти всеми гранатами ручных противотанковых гранатометов.

В отличие от броневой защиты, которая оценивалась как самая слабая из всех ОБТ, вооружение танка считалось достаточно мощным. Основным вооружением являлась французская нарезная 105-мм пушка CN-105 F-1 с длиной ствола 56 калибров (5.88 м). Пушка не была стабилизирована. Для неё были разработаны унитарные выстрелы с подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, зажигательными и осветительными снарядами, также могли быть использованы все боеприпасы английской пушки L7. Французский кумулятивный снаряд, выстреливаемый со скоростью 1000 м/с, обеспечивал бронепробиваемость 420 мм. Боекомплект состоял из 47 выстрелов, из которых 19 размещались в башне, а 28 – в передней части корпуса справа от механика-водителя. В качестве вспомогательного оружия устанавливались 20-мм автоматическая пушка М693 (в одной бронемаске с основным орудием) и зенитный пулемёт калибра 7.62 мм на командирской башенке. 20-мм автоматическая пушка имела возможность перемещаться независимо от основного орудия в вертикальной плоскости, что обеспечивало ей угол возвышения до 40°. Зенитный пулемёт управлялся дистанционно с мест командира и наводчика. Для постановки дымовых завес на задней части башни танка имелись дымовые гранатометы.

Управление огнем мог осуществлять как наводчик, так и командир танка. Башенка командира снабжалась десятью перископическими приборами наблюдения. В его распоряжении имелся оптический дальномер, а на модификации AMX-30B2 - лазерный дальномер АРХ М550 с диапазоном измерения дальностей от 320 до 9995 м, точность измерения составляла ±5 м. Лазерный дальномер был интегрирован в командирский прицел М427, прицел имел дневной и ночной (электронно-оптический) каналы. Возможна установка комбинированного дневного/ночного гиростабилизированного прицела М527. Для выработки необходимых для стрельбы данных использовалась электронная система управления огнем СОТАС М581, которая включала телескопический прицел наводчика М544 с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер М550, электронный баллистический вычислитель М579 и оптический модуль М421. Электронный баллистический вычислитель учитывал отклонения условий стрельбы от нормальных и вырабатывал поправки на скорости цели и танка, дальность до цели, боковой ветер, крен оси цапф, износ канала ствола, температуру воздуха и атмосферное давление. Подсветка целей осуществлялась ксеноновым прожектором РН-88, дальность обнаружения целей достигала 1100 метров. Телевизионная камера монтировалась снаружи на правой стороне башни и передавала изображение на экраны командира танка и наводчика.

На танке в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами устанавливался четырёхтактный двенадцатицилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров Hispano Suiza HS-110-2 производства фирмы Renault мощностью 720 л. с., что обеспечивало АМХ-30 наибольшую удельную мощность в классе. Танк разгонялся до 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч по просёлку, скорость задним ходом составляла 23 км/ч. Танк имел превосходную манёвренность и разгонные характеристики. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ENC 200 включала комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трёхвальную автоматическую (до модификации В2 - механическую) коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три — заднего, и дифференциальный механизм поворота с гидрообъёмной передачей в дополнительном приводе. Для торможения использовались дисковые тормоза сухого трения. Запас топлива 960 литров обеспечивал дальность хода 520 км по шоссе.

Ходовая часть танка — пятиопорная, с задним расположением ведущих колёс. Гусеничный движитель включал десять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колёса с резиновыми шинами, ведущие колёса со съёмными венцами, гусеницы шириной 570 мм, состоявшие из литых траков с металлическим шарниром и съёмными резиновыми асфальтоходными подушками. В системе подрессоривания применялись несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. Пробег танка до капитального ремонта устанавливался в 10 000 км. AMX-30 преодолевал подъем до 30°, вертикальную стенку высотой 0.93 м и ров шириной 2.9 м. Без предварительной подготовки мог форсировать водную преграду глубиной до 2 м, а для форсирования водоемов глубиной до 4 м имелся ОПВТ с воздухопитающей трубой, монтируемой на люке заряжающего. Танк был оборудован системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Имелись также две радиостанции, танковое переговорное устройство и телефон для связи с пехотой.

-14

Танки АМХ-30 начали поступать в подразделения французской армии в 1966 году. Ими вооружались танковые полки механизированных бригад, в каждом полку по штату полагалось иметь 54 танка (четыре эскадрона по 13 АМХ-30 в каждом плюс две командирские машины). Основной тактической единицей считался взвод из трех танков. В середине 1980-х годов танки состояли на вооружении танковых дивизий (Division Blindee), в каждом таком соединении насчитывалось от 170 до 190 основных боевых танков. Всего же на вооружение сухопутных войск Франции поступило примерно 1200 танков АМХ-30. Первые АМХ-30В2 были переданы французской армии в январе 1982 года.

-15

В боевых действиях танки АМХ-30 принимали участие сугубо номинально: 550 машин, имевшихся в армии Саудовской Аравии, в 1990 году входили в состав группировки Многонациональных сил, но в операции по «усмирению» Саддама Хусейна участия не принимали. Франция отправила в этот регион так называемую дивизию «Дагу» — сводное соединение, состоявшее из 6-й легкой бронетанковой дивизии и частей усиления. В их число входил 4-й драгунский полк, на вооружении которого находилось 44 танка АМХ-30В2, специально дооборудованные для боевых действий в пустыне. Французская дивизия высадилась в саудовском порту Янбу на Красном море, откуда совершила 1400-км марш к месту сосредоточения. Она вошла в оперативное подчинение штабу 18-го американского армейского корпуса, наносившего основной удар по охвату вторгнувшейся в Кувейт группировки иракских войск. Однако, перед дивизией «Дагу» стояла куда более скромная задача — обеспечение фланга наступавшей американской группировки. Боевые действия, которые вели французские части, ограничились захватом иракского городка Ac-Салман. Потерь 4-й драгунский полк не понес.

-16

AMX-30B2 В ходе операции Desert Storm.

Таков путь французского ОБТ, самого лёгкого и подвижного танка своего класса. Трудно сказать, насколько верной была концепция, по которой был создан этот танк. Вероятнее всего, любой полномасштабный конфликт с его участием привёл бы к большим потерям как среди машин, так и среди личного состава. Но при грамотном командовании, применении тактики засад и фланговых ударов, глубоких неожиданных рейдов и обходных манёвров, АМХ-30 вполне мог стать очень грозной силой. Как бы там ни было, к 1992 году этот танк сочли морально устаревшим, и на смену ему во Франции пришёл новый ОБТ, сконструированный совсем по другой концепции.

Представлена модель AMX-30B в стандартном камуфляже НАТО, машина из экспозиции танкового музея в Бовингтоне, Великобритания, 2009 год. Модель фирмы Meng, масштаб 1/35.

Обзор модели, а также заметки по сборке и покраске тут:

AMX-30B (1/35 Meng). Заметки по сборке.

При написании статьи использованы материалы:

AMX-30 — Википедия (wikipedia.org)

Танк AMX-30 (zonwar.ru)

Основной боевой танк АМХ-30 (Франция) - Военная техника (voenteh.com)

Модификации танка АМХ-30 / Французские основные боевые танки АМХ-30 / Книга: «Леклерк» и другие французские основные боевые танки / Библиотека / Арсенал-Инфо.рф (arsenal-info.ru)

Эксплуатация танков АМХ-30 / Французские основные боевые танки АМХ-30 / Книга: «Леклерк» и другие французские основные боевые танки / Библиотека / Арсенал-Инфо.рф (arsenal-info.ru)

На этом пока всё! Далее на очереди очередное отступление от бронетанковой техники в область мореплавания и фантастики! Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Пост автора Warrapan.

Узнать, что думают пикабушники.