Найти тему
griganchick

Как зависть сделала из Хаски поэта

Хаски - Пуля-дура (Анализ/разбор)

Обложка альбома «Любимые песни (воображаемых) людей»
Обложка альбома «Любимые песни (воображаемых) людей»

Прежде, чем подобраться к треку, нам необходимо осветить пару фактов о Диме.

Для этого обратимся к видео «Хаски отвечает на 33 вопроса»

https://youtu.be/uoQrFhZj0nY

Важные моменты

-Что самое сложное в твоей профессии?

-Когда Дима был никому не нужен, он завидовал всем, кто успешнее него и эта зависть была топливом. Самое сложное начинается, когда заканчивается зависть, и кончается топливо.

-Какой совет себе 12-летнему ты бы дал?

-Никогда не бойся совершать ошибки.

-С кем бы ты записал трек?

-С самим собой подростком, нынешний Дима лишь его бледная беспонтовая тень

Эти ответы очень важны для понимания смысла, который Дима хотел заложить в этот трек. Вы можете найти много трактовок данного трека, я хочу показать взгляд, опирающийся на факты.

Тяжело не обратить внимание на композицию трека. Здесь три части, которые перерастают друг в друга, но всё разберем по порядку.

Начнем с припева

«Не хочу быть красивым, не хочу быть богатым

Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица»

  • Главные строки, которые отражают суть зарождения творчества Димы. Здесь мы сразу вспомним о топливе Димы - зависти. Здесь автор говорит не об отвержении красоты и богатств в пользу искусства, он пытается донести мысль, что ему не важны главные движущие механизмы успеха - то есть красота и деньги, ему важно вызвать отклик в слушателе, вызвать отягчающее чувство - зависть. Диме не нужен путь, по которому идут многие успешные люди, он хотел добиться успеха своими силами. Силами того юного начитанного юноши, который вырос совершенно не в подобающей среде для искусства.

Теперь этот тезис необходимо нам обдумать.

Первая часть

«Варенье из солнца на козырьке»

  • Эта часть о детстве Хаски. Первая строчка отсылает нас к беззаботному лету, когда солнце своими разливами согревает всех, от козырька кепки до козырька подъезда.

«В рюкзаке стихотворенья на собственном языке» 

  • Вспоминаем ответы, связанные с детством. Дима прямо говорит о том, что в детстве он был лучшей версией себя, значит, у него были и наработки, которые в своё время поразили бы публику, как что-то невероятное и пронзительное. Соотвественно, эта строчка об идеях, которые у него были в подростковом возрасте, а «на собственном языке» говорит нам о том, что Дима не понимал, как это донести для других.

«В случайном автобусе вру в диктофон»

  • о вдохновении, которое посещало Диму повсеместно, о необъятном желании доказать что-то миру. Используется «вру» для подчеркивания эффекта того, что его слова никто бы не воспринимал всерьез, потому что они никому тогда не были понятны.

«Я всегда в расфокусе, я всегда фон»

  • о понимании, что он такой же как и все, ничем не выделяющийся, что он рисинка среди мешка риса.

«Сосредоточенный, как самоубийца»

  • но при осознавании своей обыденности он всё равно был нацелен на понимание своего же языка

«Я брожу по городу, мечтая совокупиться»

  • эта строчка говорит о неохватном энтузиазме, который перерождался в желание добиться чего-то

«Вокруг бессмысленные бляди обоих полов, а»

  • вокруг него была среда, которая не думала об искусстве, о каких-либо изменениях жизни. Строчка об обществе, которая видит путь к успеху через деньги или внешнюю привлекательность.

«Из обломков облаков — Бог как боеголовка»

  • последняя строчка-переход первой части говорит нам о какой-то вере, возникшей будто случайно с неба. Здесь не подразумевается вера в бога, вера бывает разной. Но тут важна сама суть, что случился какой-то передомный момент, который заставил поверить Диму в то, что он не «бессмысленная блядь»

Вторая часть

«Одинокие двуногие, сторукая орда

Люди пахнут супом, как старухина манда»

  • Дима говорит о безликой толпе, которая всё так же его окружала, о людях, которые настолько похожи, что будто не имеют лица, а это вызывало недовольство у Димы.

«Очереди в очереди к кожному врачу

Я ничего не чувствую, я больше не хочу»

  • о поиске себя как творца, о попытках разобраться в себе. Второй части как раз характерен промежуточной тип развития творца. Здесь мы видим попытки понять себя как человека, находящегося в неугодной среде, но явно отличающегося от неё.

«Я не хочу перепихон, я хочу Иерихон

На пуле-дуре верхом, голодным еретиком»

  • Дима в поисках себя понимает, что прошлые его идеалы уже не нужны ему, он хочет большего - об этом нам говорит Иерихон - символ бесчестия «бога». Вера была гораздо больше возможностей. Он хотел любыми путями заявить свои мысли огласке. Пуля-дура, в своем понимании, та пуля, которая цепляет тех, кто выжил после основного огня. И Дима, отвергая свою чрезмерно большую веру, говоря «голодным еретиком», хочет зацепить всех, даже тех, кого бы он не смог.

«И катиться, и катиться по проспектам колесом -

Одинокий юноша с простреленным лицом»

  • желая зацепить всех, он всё-таки хочет оставаться преданным себе самому, оставаться фоном, но вторая строчка здесь важна не меньше. Она говорит нам о том, что все эта необъятная вера, желание зацепить всех отягчающим чувством, желание оставаться фоном - последствия о того, что Дима сам был полон топливом - завистью. Юноша в данном контексте это автор. Юноша, которой был зацеплен пулей зависти, который хотел вызвать это чувство у других.

Третья часть

«Закрой калитку, какаду!

Мой рэп — это молитва, только с бритвою во рту»

  • третья часть с самого начала показывает нам полное становление творца. Дима, понимая величие и уникальность своих идей и взглядов на этот мир, начинает стоять за своё творчество горой, закрывая пасти попугаями, которые повторяют то, что слышат, то, что навязывает им толпа. Какаду в данном контексте это обычный не имеющий собственного мнения представитель безликой толпы. Вторая строчка как раз подчеркивает веру Димы в правильность своей позиции, говоря о том, что он доносит свои мысли так, как он хочет, а обывателю нужно быть с этим осторожно, ведь не понимая смысла, он может попасть в беду при определенных условиях.

«Я — выкидыш русской изнанки

В столице как рисинка в брюхе вьетнамки»

  • Дима всецело осознает, что он не смог вырваться из фона, что он им и остался, что он не может заставить толпу разбиться на единицы, но при этом принятие этого помогает ему.

«Иисус Христос заказывал барагоз

И я поднимаю тост за классовый холокост (Шучу)» 

  • тут видна связь со второй частью, в Иерихоне Иисус приказал сделать бесчеловечные действия - убить всё население, а Дима как раз подчеркивает, что будучи моложе, он не понимал необъятности своей веры и ожиданий. Это не он хотел Иерихон, это его шаткая неохватная вера двигала им. Его энтузиазм был огромен, но с познанием себя он его уменьшил, поставил рамки.

«Глотают братья смешки (Смешки)

Папины детки, собирайте кишки»

  • Все, кто не воспринял Диму всерьез - восприняли и испытали все последствия на себе. Дима, желая сделать из толпы множество единиц, пытался говоря об обыденных проблемах, изменить их жизнь.

Был ли правдив изначальный тезис? Судить только вам, ведь нельзя никогда соглашаться с чужим виденьем искусства. Можно опереться, но не закрывать свои глаза для познания.

Тем не менее, моё мнение, что Дима показал три этапа становления себя поэтом, тексты которого волнуют и цепляют многих людей России и стран СНГ. Главное его топливо это зависть, которая помогла Диме встать на ноги и укорениться в своей позиции, зарожденной еще в детстве. В детстве, когда Дима имел огромный энтузиазм и море идей, некоторые из которых затухали и не дошли вместе с Димой до конца становления поэтом.