Найти тему
AR.MOSCOW

Москва железнодорожная: Вокзал Потылиха

Друзья, сегодня в рубрике #москважелезнодорожная расскажем о самом высоком вокзальном здании в Москве - вокзале остановочного пункта Потылиха (адрес: улица Потылиха д.1).

Он был построен в 1905—1908 годах и является частью уникального архитектурного ансамбля Московской окружной железной дороги.

Станция находится на юго-западе Москвы в районе впадения реки Сетунь в Москву-реку, в исторической местности с одноименным названием Потылиха. Два века назад это был дачный пригород.

Из-за близости реки и опасности ее разлива, железнодорожные пути проложили по высокой искусственной насыпи (порядка 12 м), поэтому для удобного наблюдения за поездами и подъема пассажиров на платформу потребовалось высокое здание.

Искусственная насыпь спасла железнодорожные пути по время знаменитого наводнения в Москве в 1908 году. Но здание остановочного пункта было затоплено до уровня середины входной двери.
Искусственная насыпь спасла железнодорожные пути по время знаменитого наводнения в Москве в 1908 году. Но здание остановочного пункта было затоплено до уровня середины входной двери.

Строение в 5 этажей возвели по индивидуальному проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Лавра Проскурякова. Вокзал в стиле модерн был выдержан в едином духе с другими зданиями окружной ж.д. Фасады выполнены из красного кирпича, который контрастно сочетается с белым декором, элегантные узорные консоли поддерживают карниз здания, высокие черепичные крыши венчают похожие на башенки трубы голландских печей.

Здание включало в себя весь комплекс помещений для обслуживания пассажиров, работы железнодорожной бригады и проживания сотрудников. Пассажирский зал и выход к поездам находились на четвертом этаже, на перрон можно было попасть по металлическому мостику консольной системы. В отличие от подобного моста на станции Воробьевы горы, его почему то не накрыли навесом, хотя мост на Потылихе длиннее.

Зато пассажиры могли воспользоваться электрическим лифтом, чтобы подняться к выходу на платформу (помимо лестницы). На четвертом этаже также находились контора начальника станции. С первого по третий этаж находились жилые помещения для помощников начальника станции, телеграфиста, стрелочников и сторожа. Каждый этаж был снабжен ватерклозетом.

Нужно отметить, что Потылиха была была лишь остановочным пунктом - из-за особенностей местности здесь не было путевого развития, не велись грузовые и маневровые работы. Поезда Московско-Брянской ж.д. принимались и отправлялись на станции Воробьевы Горы, а Потылиху проходили без остановки.

Вид в сторону р.Сетунь с ж/д насыпи о.п. Потылиха, 1904 год
Вид в сторону р.Сетунь с ж/д насыпи о.п. Потылиха, 1904 год

Однако, рядом с остановочным пунктом располагалась соединительная ветка Брянского направления и МКЖД, а исполнительный пост по обслуживанию примыкания находился в Потылихе.

Поэтому здание включает в себя надстройку на верхнем этаже – пост центрального управления стрелками и сигналами. Она выделяется характерными чертами для этого технического объекта: арочные окна для наблюдения за прибывающими поездами и балкон, с которого контролировалось положение стрелок. При необходимости с балкона можно было подавать ручные сигналы машинистам поездов – флагами или фонарями разных цветов.

После закрытия пассажирского движения в 1934 году, остановочный пункт Потылиха исчезает с железнодорожных карт. Вокзал превратился в обычный жилой дом, мост демонтировали. К 1990-ым здание сильно обветшало, была утрачена половина декоративных элементов оформления, полностью обрушился балкон четвертого этажа, разрушались оконные проемы.

В середине нулевых вокзал перевели из жилого фонда в нежилой и продали частникам под офисы. В 2014ом здание отреставрировали, часть элементов экстерьера была приведена в первоначальный вид, но были внесены и некоторые изменения. Например, закрасили исторические кирпичные фасады бежевой краской, а вокруг выстроили забор.

Внутри смешанная планировка и дизайнерская отделка премиум класса в офисном стиле.

«В помещениях обустроены светлые кабинеты с большими окнами, просторные открытые офисы, приватные переговорные комнаты, выделена VIP-зона для руководства. На прилегающей огороженной территории предусмотрена парковка для 30-ти автомобилей. Особняк подойдёт для размещения банка, представительства, штаб-квартиры или офиса компании» - пишет osobnyaki.com

На данный момент особняк находится в статусе закрытой продажи, а также предлагается в аренду за 3,3 млн рублей в месяц.

Так или иначе, приятно видеть объект культурного наследия в таком красивом отреставрированном виде.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

Читайте также: