В Грузии продолжается обсуждение скандального законопроекта об иностранных агентах. Правда, авторы инициативы настаивают на том, что в норме будет использоваться не термин «иноагент», так хорошо знакомый и россиянам, а «агент иностранного влияния»
Но противники законопроекта резонно полагают, что сути это не меняет. Изначально инициативу выдвинули депутаты от движения «Сила народа». Эта группа откололась от правящей партии «Грузинская мечта» и теперь выступает с более радикальных консервативных позиций, но по-прежнему входит во фракцию большинства. Предполагается, что свои источники дохода должны будут раскрыть юрлица, в том числе СМИ и неправительственные организации, у которых более 20% финансирования поступает из зарубежных источников. Сторонники законопроекта утверждают, что новая норма направлена лишь на повышение прозрачности политического поля Грузии. Однако оппозиция категорически не согласна с таким выводом и утверждает, что маркировка «агентов иностранного влияния» приведёт к ограничениям свободы слова и политической деятельности. Сегодня заседание юридического комитета грузинского парламента вылилось в жёсткий спор и даже потасовку между депутатами правящего большинства и оппозиционерами, в том числе членами крупнейшей оппозиционной партии «Единое национальное движение». Под стенами парламента в это же время шла акция протеста недовольных граждан. В итоге в здании законодательного органа пришлось вводить дополнительные меры безопасности.
На самом деле на обсуждении находятся два схожих законопроекта, один из которых предполагает, что иноагентами смогут признавать лишь юрлица, а второй таких ограничений не содержит. В «Силе народа» утверждают, что один из проектов закона скопирован с американского FARA (закон о регистрации иностранных агентов). Мол, если закон аналогичен американскому, угроз демократии он содержать не может. Но местные эксперты быстро выяснили, что в FARA есть пункт о том, что президент США своим решением может установить список стран, финансирование из которых не будет считаться поводом для признания иностранным агентом. Тем самым защищены особые связи США со стратегическими союзниками и партнёрами. В грузинской версии закона, которая якобы является точным переводом FARA, этот пункт опустили. Оппозиция тут же констатировала, что в таком виде закон нанесёт ущерб отношениям Грузии с западными партнёрами.
В Госдепартаменте США, Еврокомиссии и даже представительстве ООН в Грузии действительно раскритиковали планы правящей группы и предупредили, что принятие подобного закона станет препятствием на пути евроинтеграции страны. После того, как летом прошлого года Украина и Молдова получили статус кандидатов в члены ЕС, а Грузия – нет, такие предупреждения не выглядят пустыми словами. Интересно, что впервые за долгое время решительно против позиции «Грузинской мечты» выступила и президент республики Саломе Зурабишвили. Она назвала готовящийся закон антидемократическим и пообещала наложить на него вето. Будучи во многом церемониальной фигурой в парламентской республике, в этот раз Зурабишвили решила проявить себя как фигурой важного политического субъекта. Правда, у парламента есть процедура по преодолению президентского вето, но не факт, что для этого у правящей партии хватит ресурсов и политического влияния. Наконец, оба закона «Грузинская мечта» пообещала отправить на экспертизу в Венецианскую комиссию и принять ту версию, которую эксперты Совета Европы сочтут лучшей. Эксперт аналитического агентства Nation.ge Давид Авалишвили предположил, что таким образом правящая партия пытается без потери лица уйти от окончательного принятия скандального законопроекта, что обусловлено в том числе давлением со стороны западных партнёров. Специалист уточнил, что Венецианская комиссия, ранее давшая негативный отзыв на российскую версию закона об иноагентах, наверняка забракует и грузинские законопроекты, что может стать их концом.
Однако это не единственный повод для напряжённости между Грузией и ЕС. Ранее в Европарламенте заявляли, что членство Грузии в Евросоюзе не будет одобрено, если в заключении умрёт экс-президент республики Михаил Саакашвили. Сейчас политик отбывает тюремный срок по нескольким обвинениям, связанным с периодом его президентства, и правозащитники считают, что из-за условий заключения его здоровье критически ухудшилось, а жизнь находится под угрозой. Сейчас Саакашвили является гражданином Украины, и президент этой страны Владимир Зеленский уже призывал отпустить узника на лечение за рубеж. Пока эти призывы не возымели действия, а фактор Саакашвили продолжает оказывать своё разрушительное влияние на отношения Грузии с западными странами. К слову, президент Зурабишвили могла бы разрешить и этот спор, приняв решение о помиловании Михаила Саакашвили, но на такой шаг глава государства пока не пошла.
Тем временем курс действующих грузинских властей на евроинтеграцию вызывает всё больше вопросов, а некоторые говорят даже о возможной кардинальной смене внешнеполитического вектора страны. Французское издание Le Figaro утверждало, что Грузия готова отказаться от сотрудничества с Евросоюзом и США ради сближения с Россией. Такой вывод авторы материала сделали на том основании, что Тбилиси не ввёл антироссийские санкции в связи со спецоперацией в Украине и даже собирается возобновить прямое авиасообщение с РФ, прерванное с 2019 года. Одновременно растёт и экономическая зависимость Грузии от РФ. Эту тенденцию отметил в своём недавнем заявлении и министр иностранных дел России Сергей Лавров, заявивший, что ВВП Грузии вырос на 10% благодаря российским туристам и торговле с РФ. Эти факторы действительно важны для грузинской экономики.
Ещё более показательными выглядят слова Лаврова о том, что Москва уважает Грузию за самостоятельную позицию, отсутствие санкций против РФ и развитие контактов несмотря на противодействие Запада. Министр отметил, что стоит подумать над запуском прямого авиасообщения между странами и содействовать налаживанию связей между Грузией, Абхазией и Южной Осетией. Последнее заявление выглядит совсем уж сенсационным, ведь Грузия считает Абхазию и Цхинвальский регион территориями, оккупированными Россией, а Москва признаёт их суверенными государствами. Любое налаживание контактов в таких условиях стало бы коренным изменением политической ситуации на Южном Кавказе. Именно на это, судя по всему, и направлены усилия Москвы. Экс-депутат грузинского парламента Дмитрий Лордкипанидзе уверен, что российское руководство готовит перезагрузку отношений с Грузией, ради чего, по словам эксперта, Москва провела кадровое усиление закавказского направления своей дипломатии. Также по настоянию России был отменён референдум о вхождении в состав РФ Южной Осетии, что стало бы неприемлемым для Грузии шагом и могло бы сорвать процесс улучшения двусторонних отношений. О том, что Москва намерена помириться с Грузией, свидетельствуют и заявления других представителей власти. Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков поддержал не только возобновление авиасообщения, но и облегчение визового режима для грузин. А российский МИД ещё в позапрошлом году сообщал, что при встречных шагах с грузинской стороны РФ готова приступить к восстановлению дипотношений двух стран, разорванных в 2008 году.
Таким образом, очевидно, что при наличии такого желания в Тбилиси Москва готова в любой момент кардинально улучшить отношения с Грузией. Для Москвы, по всей видимости, это потенциальное сближение достаточно важно. Во-первых, Россия традиционно стремится поддерживать на высоком уровне своё влияние на постсоветские республики и заинтересована в широком присутствии в том числе в Закавказье. Но у этой заинтересованности может быть и вторая причина. Грузия является важной страной с точки зрения транзита товаров в разных направлениях. В частности, через республику проложен ряд газопроводов и нефтепроводов, включая Трансанатолийский трубопровод, через который азербайджанские углеводороды перекачиваются в Турцию и далее в Европу. Через Грузию проходят и многие важные транспортные пути, например, через эту страну может осуществляться наземная связь между РФ и её главным союзником в регионе – Арменией. Кроме того, через Закавказье, в том числе и через имеющую выход к Чёрному морю Грузию, наиболее удобным образом может проходить взаимная торговля между Европой и Центральной Азией.
В конце прошлого года глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что ЕС инвестирует в центральноазиатские республики больше, чем Россия или Китай. Дипломат подчеркнул, что Евросоюз крайне заинтересован в сотрудничестве с центральноазиатскими государствами для обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, а также получения доступа к различным важным полезным ископаемым. В ответ Брюссель обещает оказывать технологическую помощь этим странам и увеличивать свои инвестиции в их экономики.
В контексте противостояния России с Западом закономерно стремление Москвы держать под контролем пути между европейскими странами и теми государствами, которые Россия считает своими союзниками. Таким образом, восстановив отношения с Грузией, Москва могла бы усилить свои позиции в Закавказье и опосредованно влиять на торговлю энергоресурсами в регионе и важные торговые коммуникации.
Остаётся вопрос: действительно ли Грузия готова к сближению с Россией или её размолвки с ЕС – временное явление, которое вскоре останется в прошлом? Грузинский аналитик Зураб Батиашвили уверен, что правящая «Грузинская мечта» действительно избрала своей стратегией отдаление от Запада и сближение с Россией, а заявления властей о продолжении курса на евроинтеграцию – не более чем риторика. Однако эксперт добавил, что прозападный курс Грузии поддерживается народом и записан в Конституции. Действительно, данные соцопросов стабильно показывают, что, если у «Грузинской мечты» и есть планы сближаться с Россией, они категорически расходятся с мнением большинства населения. Вступление в ЕС поддерживают около 80% граждан Грузии, а в НАТО – свыше 70%. По оценкам специалистов, абсолютное большинство грузин по-прежнему считают Россию государством-оккупантом. Наконец, недавний опрос показал, что 69% грузин выступают за введение виз для россиян. Это красноречивый ответ на предложение Госдумы упростить визовый режим для граждан Грузии.
При таком настрое общества, у которого есть опыт смены власти как на выборах, так и при помощи массовых протестов перехода на откровенно пророссийский разворот может и не случиться. Научный сотрудник Французского института международных отношений Дмитрий Минич делает вывод, что официальный Тбилиси не собирается менять курс на пророссийский. Евроатлантическая ориентация страны сохранится, просто Грузия не намерена какими-либо демонстративными действиями провоцировать эскалацию с Россией.
Возможно, других реалистичных вариантов у правительства Грузии просто нет. Но оба народа все еще могут надеяться на что-то большее в российско-грузинских отношениях, чем подчеркнутый нейтралитет.