Обсуждение законопроекта об "иноагентах" в парламенте Грузии проходит на фоне словесного и физического противостояний и акций протеста
ОБСЕ/БДИПЧ готовит правовое заключение по законопроекту об иностранных агентах для оценки его соответствия международным стандартам, говорится в сообщении организации.
В парламенте Грузии зарегистрированы два законопроекта – "О прозрачности иностранного влияния", который касается только юридических лиц, и "О регистрации иностранных агентов", который является аналогом американского закона. Оба инициировали депутаты, представляющие общественное движение "Сила народа".
"Мы будем сотрудничать с международными партнерами по этому важному вопросу", — говорится в аккаунте организации в Twitter.
В организации отметили, что свобода выражения мнений и свобода объединений являются основой демократии.
"Страны ОБСЕ взяли на себя обязательство принимать законодательство в рамках открытого и инклюзивного процесса консультаций с общественностью", – говорится в сообщении.
Как пишет ОБСЕ/БДИПЧ, с ассоциациями и их членами необходимо проводить содержательные консультации, особенно когда законы напрямую затрагивают их работу, защищая их ключевую роль в демократическом обществе.
Скандал с "иноагентами"
Обсуждение законопроекта об "иноагентах" в парламенте Грузии проходит на фоне словесного и физического противостояний и акций протеста.
По мнению оппозиционеров, принятие законопроекта "об иноагентах" отрицательно скажется на возможности получить статус кандидата на вступление в ЕС для Грузии, кроме того, они утверждают, что это вариант российского закона.
Вопреки протестам – комитет парламента Грузии поддержал законопроекты об "иноагентах" >>
По мнению авторов законопроекта, открытыми должны быть источники доходов не только политиков, но и СМИ и неправительственных организаций, целью которых является влияние на формирование общественного мнения.
Согласно законопроекту "О прозрачности иностранного влияния", агентами иностранного влияния являются исключительно юридические лица, источником 20% годового дохода которых является "иностранная сила".
Категорически против принятия закона об "иноагентах" выступила грузинская оппозиция, президент, Госдеп США, внешнеполитическая служба Евросоюза, комиссар Совета Европы по правам человека и представительство ООН в Грузии. В законопроекте, который касается неправительственных организаций и СМИ, они увидели угрозу для демократии в Грузии.
Грузинский законопроект об "иноагентах" - все самое главное>>
После того, как противники начали заявлять, что этот законопроект основан на российском законе, "Сила народа" решила внести в парламент альтернативный проект – аналог американского FARA. Тогда критики заявили, что Грузии вообще не нужны такие законы, все это лишь поставит под удар евроинтеграцию страны.
Авторы законопроекта, а также представители "Грузинской мечты" не раз заявляли, что американский закон неадекватно строгий и принятие в Грузии такого закона было бы неправильным. А первый законопроект "О прозрачности иностранного влияния", по их словам, полностью соответствует стандартам прав человека.
Тем не менее депутаты от "Грузинской мечты" намерены поддержать в первом чтении оба законопроекта, а далее отправить в Венецианскую комиссию (консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы). Принят будет тот вариант, который получит лучшую оценку. Голосование планируется в конце июня.
Парламент Грузии зарегистрировал американский вариант закона об иноагентах>>
Одним из главных отличий первого законопроекта от второго (аналога американского) является то, что агентом иностранного влияния могут быть только юридические лица. При этом, по словам авторов, принципиальна терминология – "агент иностранного влияния", а не "иностранный агент". Использование термина "иноагент", по мнению авторов, несет в себе риск стигматизации.
Уже известно, что президент Саломе Зурабишвили намерена воспользоваться правом вето, но по закону у парламента есть возможность преодолеть это вето.
"Силу народа" основали депутаты, отколовшиеся от правящей "Грузинской мечты". При этом депутаты от этого общественного движения остаются в составе парламентского большинства.