На Сахалине идет операция по спасению рыбаков, которые оказались на отколовшейся льдине. Операция проводится на удалении 1,5-2 км от линии отрыва с помощью вертолета Ми-8 МЧС России. Эвакуированы на берег уже 40 рыбаков. На льдине могут находиться еще около 50 человек. Работы продолжаются.
Как рассказал в интервью MIR24.TV заслуженный спасатель РФ, спасатель международного класса, эксперт по выживанию Дмитрий Каринный, основной вопрос в том, сколько людей успеют снять со льдины до темноты. В условиях сильного ветра с наступлением ночи может быть принято решение отложить продолжение спасательной операции до утра.
«При определенных ветрах вертолеты не летают, – говорит спасатель. – У пилотов есть жесткие правила, при каких погодных условиях они могут совершать спасательные операции. Кроме этого, есть их опыт и внутренняя аргументация, позволяющая оценить риски. В данном случае было принято решение, что погодные условия еще позволяют проводить спасательную операцию без опасности опрокидывания воздушного судна».
По словам Дмитрия Коринного, варианты того, как именно проводится эвакуация, могут быть разные. Это зависит и от толщины льдины, и от силы ветра. Если вертолет коснулся шасси и компенсирует свой вес с помощью винта, то спасатели могут просто выпрыгнуть из него. Или если принято решение зависнуть над льдиной, они покидают борт с помощью беспарашютного десантирования – по тросам.
Но до того, как произойдет погрузка на борт рыбаков, есть еще один этап, про который редко говорят. «Этих рыбаков еще нужно убедить эвакуироваться, потому что они, как правило, до последнего сидят над своими лунками и не торопятся спасать свою жизнь, – говорит эксперт. – Рыбаки, которые регулярно ловят рыбу на льдинах, которые готовы отколоться – это совершенно особый тип людей. Этих рыбаков еще нужно оторвать от рыбалки, и в некоторых случаях это основная причина задержек».
Их нужно собрать вместе и доставить туда, откуда их будет забирать вертолет. Дальше рыбаки либо в него запрыгивают сами, либо их поднимают в подвисший вертолет с помощью лебедки. Это гораздо более затратно и не так удобно, потому что лебедка может взять максимум два человека, и процесс посадки растягивается на длительное время.
По словам эксперта, МИ-8 позволяет забрать до 30 человек без багажа. Но рыбаки скорее останутся на льдине, чем бросят свой улов и снасти. Значит, за один раз эвакуируют меньшее число людей. Вопрос и в том, остаются ли на льдине спасатели в промежутке между рейсами. Это зависит от того, будет ли следующий рейс. Руководство отряда спасателей принимает решение исходя из того, грядет ли изменение погоды, наступает ли темное время суток и в конечном счете – если есть риск, что вертолет в этот день больше не полетит. В этом случае у спасателей есть жесткое распоряжение возвращаться с бортом.
«В целом, удобнее было бы проводить эвакуацию, добираясь до льдины на воде, но шторм этого сделать не позволяет, поэтому используют вертолет со всеми сопутствующими рисками и высокой стоимостью операции, – говорит Дмитрий Коринный. – Это происходит каждый год, во многих регионах и не по одному разу. Это выливается в большие расходы для бюджета, но не для рыбаков. Между тем, по нормам морского права спасатели должны спасать людей, но не их имущество. И если мы будем забирать на борт рыбаков без их имущества, то в следующий раз они хотя бы подумают, попадать ли им в такую ситуацию».