Задачей общественного управления является решение внутренних и внешних управляющих задач методами принуждения (военная, судебная и административная деятельность).
Общественное управление зародилось при общинном общественном строе в форме общинного управления с выделенными ролями общинного вождя и рядовых общинников. Тем не менее, в связи с ограниченным объемом власти и материального обеспечения от общинников, общинные вожди еще не выделились в отдельный социальный слой.
Однако, по мере развития производительных сил на этапе племенного строя, объем функций и располагаемые средства общинного вождя увеличивались, что позволяло ему полностью сфокусироваться на управлении. Одновременно происходит процесс концентрации общинного управления в семье, то есть, приватизация власти. Формируются предпосылки для появления нового общественного уклада. Таким образом, полноценный общественный уклад в сфере общественного управления сформировался при племенном строе в форме племенного управления.
Основным уровнем территориальной сегментации при племенном строе, допускающей прямые управляющие воздействия, является племя под управлением племенного вождя. Общины образуют структурные управляемые единицы племени, где общинные вожди выполняют функции территориальных руководителей. Конфедеративным уровнем территориальной сегментации при племенном строе является союз племен во главе с верховным вождем, который осуществляет только общий контроль над союзной территорией, когда все основные управляющие механизмы сосредоточены внутри племени.
Особенностью племенного управления является то, что основным управляющим воздействие является прямое принуждение, то есть, ключевой службой племенного управления является военная и правоохранительная. Также важно отметить, что в силу недостаточного числа лиц, которые могут быть профессионально привлечены в племенное управление с полным отрывом от других видов деятельности, массовыми исполнителями племенного управления являются все взрослые общинники, для которые племенная служба является обязательной повинностью.
Таким образом, бенефициарами и руководителями племенного управления выступают верховные, племенные вожди, а также общинные вожди, в качестве администраторов-судей (управление общиной и сбор дани) и военных руководителей племенного ополчения; роль специалистов выполняли дружинники личной дружины вождей; роль же основных исполнителей выполняют взрослые общинники, как воины племенного ополчения.
Как правило, при племенном строе существовали очень ограниченные возможности сбора и получения налогов (дани) с управляемых территорий, поэтому донаторы племенного управления (взрослые общинники) обеспечивают племенное управление, в основном, в форме обязательных услуг (повинностей), а не обязательных платежей.
Дальнейшее развитие претерпевает общественное управление при переходе к феодализму. При племенном строе власть вождя распространялась на территорию без выделения частной собственности на обрабатываемую землю. В отличие от племенного строя, при феодализме происходит разделение функций управления территорией (феодальное государство) и обрабатываемой землей (феодальное поместье). На базе выделенных функций управления территорией формируется присущий феодализму крупно товарный общественный уклад в сфере общественного управления - феодальное государство.
Основной территориальной единицей, допускающей прямые управляющие воздействия при феодализме, является герцогство, которое трансформировалось из союза племен. Герцогство является внутренне более устойчивой структурой, по сравнению с союзом племен, за счет сформировавшегося при феодализме мелко товарного уклада торговли и ремесла. Помимо унаследованных от племенного управления источников дохода (плата за суд и штрафы, дань с зависимых территорий), у феодального государства появляются постоянные налогоплательщики в лице ремесленников и торговцев. Также города, ярмарки и товарообмен между ними создают экономическую базу внутреннего единства герцогства.
Надо отметить, что самый массовый социальный слой – зависимые крестьяне, не были напрямую интегрированы в феодальное государство. Поэтому феодальное государство унаследовало опосредованный способ финансирования своих расходов от племенного строя: феодалы и графы были обязаны вышестоящему сюзерену службой, но за свой счет, точнее за счет получаемой от феодального поместья ренты.
Следствием такого механизма финансирования управления стало то, что слой руководителей и специалистов общественного управления формировался за счет феодальных земельных магнатов и землевладельцев, а, по сути, с ним совпадал.
Надо отметить, что уже на этапе племенного строя, у вождей, помимо племенного ополчения, была и личная дружина. Соответственно, и при феодализме властители опирались на наемную личную гвардию, которая финансировалась из дохода от управления.
Но, так как эти доходы не были достаточно стабильны и велики, эта гвардия не обладала возможностью заменить феодальное ополчение, хотя дружинники формировали достаточно влиятельный социальный слой наемных исполнителей феодального управления. На этом же этапе происходит исключение зависимых крестьян из феодального управления в роли исполнителей. Привлечение их в качестве массового народного ополчения было скорее исключением, чем правилом.
Существенным моментом в феодальном государстве является появление городов и, соответственно, городского управления. Городские жители (ремесленники и торговцы), в отличие от крестьян, были непосредственно вовлечены в феодальное государство, как налогоплательщики. Для планомерного сбора налогов в пользу сюзерена формируется городское управление – магистрат. В отличие от феодального территориального управления, бургомистры не являлись земельными собственниками, а входили в социальный слой мастеров (собственников мелко товарного производства для элитного потребления). Таким образом на этапе феодализма начинает формироваться властительский слой, не связанный с земельной собственностью. Но влияние этого слоя было невелико, поэтому его члены примыкали к ключевым властительским социальным слоям феодализма.
Таким образом бенефициарами и руководителями феодального государства выступами земельные магнаты в лице королей и герцогов, специалистами – региональные военные, судебные и административные руководители – средние землевладельцы в лице графов и бургомистры городов, а рядовыми исполнителями – землевладельцы-феодалы и наемные дружинники.
Конфедеративным уровнем территориальной сегментации при феодализме является королевство во главе с королем, который осуществляет только общий контроль над территорией с охраной периметра границ королевства, когда все основные управляющие механизмы сосредоточены внутри герцогств и графств.
Переход к абсолютизму нашел свое отражение и в общественном управлении в форме абсолютистского государства. Происходит полное разделение частного землевладения и общественного управления. Теперь земельная рента используется исключительно для личных целей землевладельца, а не для финансирования государственной службы. То есть, абсолютистское государство переходит на финансирования своих затрат только за счет налогов. Рента землевладельца с земельного владения уже не являлось платой за службу. То есть, землевладельцы не обязаны службой сюзерену, а, напротив, получают вознаграждение за службу от сюзерена в денежной форме.
Такая форма государства становится возможной только за счет расширения налоговой базы. Первым, и самым главным, источником доходов является налог на землю, который уплачивался землевладельцами. Хотя формально, землевладельцы не платили налогов, именно они являлись налоговыми агентами, которые собирали соответствующие платежи с зависимых крестьян. Причем размер сборов прямо пропорционален величине и качеству земельных владений. То есть, с сущностной точки зрения, землевладельцы отчуждали часть своей земельной ранты в пользу государства.
Вторым источником являлись налоги с несельскохозяйственных производителей – ремесленников, торговцев, купцов и плантаторов. В данном случае базой налогообложения являлся оборот.
То есть, при абсолютизме, налогоплательщиками являлись все свободные члены общества. Зависимые крестьяне, как и при феодализме, были исключены из налогообложения и облагались налоговыми сборами косвенно – через рентные платежи в пользу помещика и косвенные налоги при покупках у ремесленников и торговцев.
Внутренняя консолидация рынка и дальнейший технологический прогресс расширили границы присущих абсолютизму государственных образований. Основной территориальной единицей становится абсолютистское королевство, как дальнейшее развитие конфедеративного феодального королевства.
На конфедеративном уровне формируются абсолютистские империи. Империи включают в себя соседние зависимые королевства, а также удаленные феодальные государства. При этом зависимые королевства и феодальные государства сохраняют свое внутреннее управление, а империя, в лице своих представителей, осуществляет только общий контроль. Также зависимые королевства и феодальные государства содержали за свой счет органы управления империи и были обязаны империи военной помощью. Что касается удаленных территорий, находящихся на уровне племенного общества, то для присутствия на них абсолютистские империи формируют фактории для точечного контроля и торгового обмена. При этом фактория формируется пришлыми представителями империи (военные, торговцы), а окружающее население сохраняет свое управление, но становится обязанным империи данью (ясаком).
В общественное управление абсолютистского государства могут быть вовлечены только свободные члены общества. Поэтому все верхние социальные слои общественного управления формируются за счет землевладельцев – крупных, средних и мелких. Социальный вес владельцев частных предприятий (мануфактур, плантаций, торговых компаний) пока невысок в соответствии с их долей в валовом общественном продукте, и они редко привлекаются к исполнению руководящих функций.
Рядовыми исполнителями общественного управления становятся выходцы из свободных слоев (мещане, наемные специалисты). И в этом смысле при абсолютизме слой наемных исполнителей общественного управления порождает сам себя, то есть не привлекает крестьян и ремесленников, так как работа на чиновничьих должностях требует определённого образования. В связи с отсутствием общественной системы народного образования его можно получить только в семье чиновника или священнослужителя.
Исключением из этого правила является самый массовый социальный слой наемных исполнителей - солдаты. На этапе абсолютизма не представляется возможным собрать достаточное количество свободных работников на позицию солдата. Тогда государство начинает привлекать зависимых крестьян на недобровольной основе на данную общественную позицию. Но в любом случае солдат выходит из социального слоя зависимых крестьян, то есть перестает вести крестьянское натуральное хозяйство, платить ренту землевладельцу и начинает получать содержание от государства. То есть, принимает роль наемного исполнителя.
Таким образом бенефициарами и руководителями абсолютистского государства выступами земельные магнаты в лице королей и наместников, специалистами – региональные военные, судебные и административные руководители – средние и мелкие землевладельцы, а рядовыми исполнителями – наемные чиновники и солдаты.
На этапе авторитаризма общественное управление проходит в некотором смысле пик своего развития по уровню влияния на общественную жизнь и начинает сдавать свои позиции. На данное этапе происходит частичная деприватизация власти, то есть, власть не наследуется потомками, а становится доступной выходцам из любых социальных слоев.
Вследствие снижения эффективности натурального хозяйства начинается освобождение крестьян с наделением их землей и ликвидация частного помещичьего землевладения. Таким образом, все члены общества становятся политически свободными и равными в смысле исполнения налоговых обязательств, то есть становятся донаторами авторитарного государства. Механизация производства требует единого свободного рынка в пределах государственных границ. С другой стороны, внутренний рынок ожидает от государства, как и ранее, защиту от внешней конкуренции (политика протекционизма). То есть, в этом смысле общественное управления становится, с точки зрения внутренних задач, единообразным в пределах государственных границ, и более агрессивным, с точки зрения внешних задач управления.
Бывшее абсолютистское королевство трансформируется в авторитарную республику. В юридическом смысле это может как республика, там и конституционная монархия, но сущность их едина. Республику надо понимать в сущностном смысле как форму управления, где власть не наследуется автоматически, а переходит в следствие борьбы за власть, которая ведется как политическими, так и квази политическими методами.
На конфедеративном уровне формируется авторитарная империя. Авторитарная империя является наследницей абсолютистской империи, но обладает рядом свойств, существенного отличающих ее от предшественника.
Во-первых, требование единства рынка в пределах охраняемых границ исключает из империй зависимые государства. То есть, как только уровень их развития достигает уровня развития метрополии, то есть, как только в зависимом государстве формируется авторитарное общество, это зависимое государство выходит их состава империи и начинает независимую жизнь авторитарной республики. Процесс выхода может иметь разный уровень силового и политического напряжения (т.н. национально-освободительные революции и национально-освободительные войны), но сущность их одна.
Во-вторых, зависимые феодальные сообщества (колонии) за счет высоких логистических возможностей авторитарного управления включаются в процесс общественных трансформаций за счет горизонтального переноса навыков. Даже существенно отстающие регионы, ранее интегрированные на уровне факторий, стремительно трансформируется в колонии. Происходит колониальный передел мира. Этот процесс тоже носит достаточно острый характер (т.н. колониальные войны). Таким образом, в колониях начинает усиленного формироваться авторитарные сообщества на базе перенесенных из метрополии навыков и капиталов.
В-третьих, колониальное разделение мира подрывает основу авторитарной империи, построенной на различии общественных укладов в метрополии и колониях. Как результат, авторитарные империи переживают расцвет на этапе становления авторитаризма, и постепенно исчезают по мере его развития и перехода к упадку. Таким образом, расцвет и упадок империй носит объективно исторический характер, как результат развития общественного управления при авторитарном строе. То есть, на завершающих этапах авторитаризма государственная структура мира приобретает некоторую однородность, как совокупность авторитарных республик, а империи исчезают.
Меняется и порядок формирования и наследования ролей в общественном управлении авторитарного государства, по сравнению с сословной структурой абсолютизма. При авторитаризме социальные роли уже не наследуются автоматически потомками вместе с передачей бенефиций. То есть, когда при абсолютизме руководителями-бенефициарами были наследственные землевладельцы, то при авторитаризме это уже потомки руководителей-бенефициаров, которые не имеют бенефиций в виде земельных владений. То есть, социальный слой бенефициаров-руководителей самовоспроизводится без привязки к другим формам собственности.
Другой особенностью авторитаризма является также то, что наемные специалисты (чиновники, офицеры) набираются аналогично наемным специалистам частных предприятий. То есть, это уже не мелкие землевладельцы, а полностью профессиональные исполнители. Хотя эти социальные слои порождаются, в основном, из себя, они не закрыты от перетока людей из других социальных слоев. Тем более этот процесс облегчается за счет создания системы общественного образования, что позволяет подготовить наемного специалиста из любого социального слоя.
Только потребности самой массовой категории исполнителей (военнослужащие) не всегда может быть покрыта вольным наймом. Особенно это актуально в период расцвета авторитаризма, когда борьба с соседями (внешние задачи управления) принимает особенно острую форму – форму массовой войны. Причем уровень развития военной техники того времени требует массовой армии. Как результат, массовый набор военнослужащих обеспечивается в форме воинской повинности – недобровольного исполнения служебным обязанностей подданными. По мере упадка авторитаризма с увеличением уровня автоматизации военной техники и снижения уровня конфликтов с соседями, роль принудительной службы падает.
Постиндустриализм – как этап становления социальной общественной формации («пост-властительской» общественной формации), оказывает кардинальное влияние на форму общественного управления.
С одной стороны, постиндустриальное общество требует полной и глобальной свободы рынка. Это означает, что задачи разделения социальных общин по границам государственных образований (внешние задачи общественного управления) должны постепенно отмирать. При этом требуется единая регуляция, независимая от территориальных и национальных условий. Таким органом глобального регулирования будут экономические союзы. Экономический союз только внешне чем-то напоминают прежние империи, но в «глобальном масштабе». С сущностной точки зрения, капиталисты - бенефициары постиндустриального производства, как основные выгодоприобретатели постиндустриализма, не заинтересованы в наличие глобального правительства с огромными властными полномочиями. Поэтому основной сферой деятельности экономического союза является формирование единых глобальных правил экономического и правового регулирования без возможности силового принуждения к их исполнению. Соответственно, руководители и специалисты экономического союза решают функциональные задачи, аналогично руководителям и специалистами частных предприятий, но не могут получить и использовать бенефиции от своего положения.
С другой стороны, единые экономические и правовые правами нуждаются в поддержке их применения на локальном уровне. Такая поддержка будет осуществляться в рамках автономных сообществ. Автономные сообщества – это единая территория, самодостаточная в смысле получаемых налогов и сборов, которая обеспечивает внутренние задачи управления – принуждение к исполнения общих экономических и правовых правил на подконтрольной территории. Отличие автономных сообществ от экономического союза в том, что автономное сообщество не формулирует и не устанавливает правила, а только добивается их исполнения на подконтрольной территории. Самодостаточность автономных сообществ состоит в том, что они сами финансируют свои расходы, не поддерживают финансово и не получают финансирование от других сообществ, а поддержка экономического союза осуществляется в равных долах и только для исполнения им своих полномочий.
Как и в экономических союзах, руководители и специалисты автономных сообществ не обладают властными полномочиями для занятия позиции бенефициаров. Для предотвращения «властительских рецидивов» формируется широкий спектр «страховочных» механизмов: полная выборность и обязательная сменяемость руководителей и специалистов, прозрачность деятельности и расходования средств и т.п.
Структурно все автономные сообщества едины – они не будут иметь каких-то значимых различий с национальной, политической и культурной точки зрения, это не национальные или исторические территории.
Такие образом, следует ожидать что при постиндустриальном общественном строе пропадет роль бенефициаров общественного управления, а социальные слои руководителей и специалистов сформируют единые социальные классы с социальными слоям руководителей и специалистов частных предприятий. Как обычно, донаторами постиндустриального общественного управления являются все свободные налогоплательщики, то есть все члены общества. Данный прогноз, сформированный на основе анализе тенденций и закономерностей материалистического подхода к историческому процессу, является, в настоящее время, ожидаемым будущим постиндустриального общественного управления.