Найти тему
Литература и история

Фантастика, которую пишет ученый, или Пара слов о дожде

Кто может написать хорошую научную фантастику, действительно качественную, такую, чтобы ее нельзя было перепутать с фэнтези? Как показывает практика, только ученый! Казалось бы, ответ очевиден, но, увы, далеко не каждый, кто берется за этот тяжкий труд, помнит простую истину. Потому все чаще мы видим критику в адрес одного из самых интересных, сложных и многогранных литературных жанров.

Фантастический детектив «Площадка» — исключение из того, что разочарованные библиофилы уже начинают считать печальным правилом. Сюжет этой книги базируется, во-первых, на мощной научной базе. Во-вторых, он не отрывается от реальности настолько далеко, чтобы стать фантазией. В-третьих, затрагивает не только научные, исконно фантастические мотивы, но и социальные, философские, психологические. То есть это именно тот случай, когда речь идет о качественном произведении, делающем жанру честь и ни в коей мере его не порочащем.

Автор «Площадки» — Михаил Третьяков. И он — ученый. Михаил родился в 1982 году в городе Белгороде. По образованию биолог, преподаватель биологии, кандидат биологических наук. Работает заведующим лабораторией генетики и селекции растений в НОЦ «Ботанический сад НИУ “БелГУ”». Публиковался в журналах: «Московский вестник», «Московский литератор», «Проза», «Литературная газета», «Роман-журнал XXI век. Путеводитель русской литературы», «Нижний Новгород», в сборнике «Берега России», «Гоголь фэнтези», коллективных сборниках авторов Белгородской области: Молодежный альманах БРО ООО «Союз писателей России», «Слово — “Слову”», «Откровения кисти и слова», «Светоч» и др.

В настоящее время на счету Михаила три книги: «Сквозь призму», «Неотения» и самая новая — «Площадка». Она вышла только в 2023 году, но уже завоевала сердца читателей, успевших прогуляться под нескончаемым дождем, меняющим сущность человека, если тот вдруг промокнет до нитки. Это длится ровно шесть месяцев. Никто не знает причины появления осадков. Никому не понятно, как именно дождь воздействует на организм. Неизвестность страшит. Общество потеряно и расколото. Главный герой, имя которого намеренно не называется, чтобы каждый мог почувствовать себя на его месте, приближается к раскрытию тайны, когда беда касается его друга. Но эта правда пугает даже сильнее неизвестности.

Михаил Третьяков в беседе с корреспондентом пресс-службы издательства «Союз писателей» рассказал о том, как создавал свою книгу, каким образом готовился к работе, что за мысли вложил в свое произведение. Диалог начался с обсуждения того, что есть хорошая, качественная научная фантастика.

«Для меня главным, ключевым элементом качественной фантастики и любого другого художественного произведения является вовлеченность в него читателя, а этого можно добиться только за счет хорошего владения материалом и, конечно, за счет интриги, которая является основным стержнем произведения, — поделился мыслями писатель. — Уже на него, на этот стержень, нанизываются научные факты и теории, не мешающие повествованию, а, напротив, органично вплетающиеся в канву и объясняющие происходящее.

Здесь придется дать небольшой спойлер, но постараюсь быть, с одной стороны, точным, а с другой, приводя пример, не раскрыть всех особенностей сюжета “Площадки”, чтобы читателю было так же интересно разбираться в перипетиях происходящего в произведении, как и главному герою книги. Я убеждаю читателя в каком-то факте, который является непреложной истиной, а потом в ходе повествования опровергаю его, доказывая обратное.

Еще одним важным элементом любого произведения является правдоподобность описанных героев с их действиями, которые, несмотря на фантастический антураж, остаются вполне логичными и последовательными».

Даже владея информацией по теме, очень сложно писать научную фантастику и не удаляться от Земли. Автора ждет множество подводных камней, которые ему придется обойти и не скатиться в фэнтези. Михаил Третьяков честно рассказал о том, как их преодолевал:

«Да, правда, писать научную фантастику, сюжет которой развивается на Земле, гораздо сложнее, чем когда герой находится на другой планете. Дело в том, что тут необходимо сохранить правдоподобие происходящего, но при этом ввести элемент, который, с одной стороны, будет реалистичен, а с другой — придаст истории фантастичности. Именно таким элементом в моей книге становится дождь, который, на мой взгляд, выступает одним из главных действующих лиц, наблюдающих за происходящим и вносящих свои коррективы в повествование.

Самым сложным в научной фантастике, как мне кажется, является объяснение, которое должно быть логичным, рациональным и при этом идеально раскрывающим фантастический элемент, который в итоге оказывается простым и понятным любому человеку. Во многих произведениях, которые я читал, такой элемент есть, но в итоге автор не находит ему объяснение. Например, у Стругацких в книге “ПОЛДЕНЬ, XXII ВЕК”: “Она всегда нападает справа, — думал Мандель. — Все говорят, что она нападает только справа. Непонятно. И непонятно, почему она вообще нападает. Как будто последний миллион лет она только тем и занималась, что нападала справа на людей, неосторожно удалившихся ночью пешком от Базы. Понятно, почему на удалившихся. Можно себе представить, почему ночью. Но почему на людей и почему справа? Неужели на Марсе есть свои двуногие, легко уязвимые справа или трудно уязвимые слева? Тогда где они? За пять лет колонизации Марса мы не встретили здесь животных крупнее мимикродона. Впрочем, она тоже появилась всего два месяца назад. За два месяца восемь случаев нападения. И никто ее как следует не видел, потому что она нападает только ночью. Интересно, что она такое”. В итоге Стругацкие так и не сказали, почему, собственно, чудовище нападает справа.

Вот это и есть самая большая сложность. Как я ее преодолел? Очень просто: я нашел объяснение, которое полностью раскрывало все загадки. Являлось ли это удачей? Да. Было ли возможным окончание произведения без этого объяснения? Скорее всего, нет, а значит, мне пришлось его найти, а для этого необходимо было очень много прочитать и изучить научной литературы».

Тут-то и возникает следующий вопрос: знания в каких научных областях понадобились Михаилу, чтобы он смог написать книгу «Площадка», и, что не менее важно, откуда их взял?

«Безусловно, что при написании научной фантастики необходимо плотно погрузиться в атмосферу произведения, прочитать научную литературу, изучить все, что касается выбранной темы, чтобы не обмануть и не ввести читателя в заблуждение, но в то же время объяснить и описать язык ученых таким образом, чтобы это было понятно, — говорит автор книги. — Именно поэтому во время предпечатной подготовки, уже работая с редактором и корректором, я постоянно проверял и уточнял, понятно ли написано. Если возникало недопонимание, то я переписывал спорные фрагменты заново. Конечно, сейчас, когда большая часть информации, и научной в том числе, есть в открытом доступе, процесс получения новых знаний значительно ускорился. Я активно читал и изучал научные статьи в области социологии, психологии, биологии, физики и химии. Именно мысли, которые я черпал из них, частично становились основой для идей, впоследствии реализованных в произведении. В процессе написания у меня появилась специальная папка, куда я собирал информацию, касающуюся предметов, объектов и явлений, ставших частью повествования. К этим файлам и папкам я периодически обращался и корректировал действия и мысли героев, опираясь на фактические результаты научных исследований».

Получается, Михаил Третьяков — человек, который никогда не ленится учиться, искать что-то новое и это осваивать. Почему тогда его привлекло такое обычное погодное явление, как дождь? Из ответа автор «Площадки» не делает тайны:

«Здесь мне придется ответить цитатой из своего произведения: “Дождь был и будет всегда. Без дождя невозможна жизнь. Дождь — это вода. Мы состоим из воды. Вода находится в нас. Значит, мы являемся частью дождя. Каждый из нас — это капля. Каждая капля — это дождь. Вместе капли могут разрушить все. Чтобы что-то построить, надо что-то разрушить. В единстве наша сила. Правда всегда за нами. Каждая капля сильна, только если она — часть дождя. Дождь был и будет всегда. Без дождя невозможна жизнь…”

В природе никогда не бывает так, чтобы что-то хорошее не несло в себе что-то плохое. Например, муравьи уничтожают вредных насекомых, но при этом разводят тлю. Вирусы и бактерии, несмотря на их вредоносность, по сути, выступают контролерами численности в популяциях животных, предотвращая таким образом перенаселение. Мне показалось, что аллюзии и атмосфера, возникающая во время дождя, идеально соответствуют современному состоянию общества, а значит, будут близки и понятны каждому, неважно при этом, любит он или ненавидит сам дождь. В конце концов, дождь может быть совершенно разным: косохлестом, морохом или слепым».

«Площадка» — произведение интересное, захватывающее, динамичное, с нотками романтики. Ему можно дать множество определений. Но каким не назовешь точно — это пустым.

«Каждый писатель всегда хочет донести до читателя какую-то мысль, но не всегда это становится возможным, — рассуждает Михаил Третьяков. — Почему? Потому что существуют две стороны одной монеты: надо удержать внимание сюжетом и попытаться каким-то образом не быть слишком нравоучительным, чересчур навязчивым в выражении своих мыслей и чувств. Мне не хочется говорить о том, что я хотел бы донести. Площадка многослойна, как и дождь, а значит, каждый в итоге решает сам, что происходит на страницах. Пожалуй, для меня самым главным было заставить читателя задуматься о тех проблемах, которые существуют, но которые мы не замечаем. И отзывы, и тот факт, что они очень разнообразные, подтверждают: каждый действительно находит в книге что-то свое, видит какие-то аллюзии и проводит параллели с существующими произведениями. Это меня радует. Когда в книге все однозначно и понятно, это значит, что автор все разжевал и разложил по полочкам, не оставляя читателю ни одного шанса на то, чтобы он мог подумать и принять самостоятельно решение, например, без подсказки ответить на вопрос: что же такое дождь?»

А что вы найдете на «Площадке»? Какое определение дадите дождю Михаила Третьякова? Пришло время это выяснить.