Найти тему
Stories и история

Откуда в нашу жизнь пришло ВОСКРЕСЕНЬЕ?

Из Рима. И сегодняшний день, 7 марта, имеет к воскресенью как выходному дню прямое отношение; имеется в виду, конечно же воскресенье как официальный выходной день, каким оно является в большинстве современных стран мира, включая и нашу страну.

Не верите? А оказывается, 7 марта далекого от нас 321 года римский император Константин I Великий провозгласил воскресенье днем отдыха

Жан-Кристоф Бенуа. Статуя Константина I, Капитолийский музей, Рим. Здесь и дальше в статье использованы изображения из открытых источников.
Жан-Кристоф Бенуа. Статуя Константина I, Капитолийский музей, Рим. Здесь и дальше в статье использованы изображения из открытых источников.

Император Константин I известен тем, что он впервые в Римской империи Миланским эдиктом 313 года разрешил свободу вероисповедания и, следовательно, свободное исповедание христианства. За Миланским эдиктом последовал ряд законов, освободивших христианские общины от налогов и общественных повинностей, поставивших их тем самым в привилегированное положение. Законом 321 года Константин утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им, по всей империи по его приказу возводились христианские храмы, и нередко для их возведения разбирались храмы старые, языческие, а некоторые даже впрямую по приказанию Константина разрушались.

7 марта 321 года римский император Константин I Великий провозгласил воскресенье выходным днем.

Перечисленными мероприятиями Константин предоставил христианству особый статус и закрепил христианство в качестве государственной религии.

А теперь вернемся к воскресенью.

Провозглашение воскресенья днем отдыха напрямую связано с введением христианства как основной религии. Воскресенье для христиан - это день воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, день величайшего чуда и победы жизни над смертью. А праздновали воскресенье по образцу ветхозаветной субботы, шаббат. "Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:8-11). Т.е. шесть дней можно делать дела, это время заботы о земных нуждах, а в седьмой день, когда наступает суббота, "никакого дела не делайте: это суббота Господа" (Лев. 23:3).

Вот и по приказу Константина все городские рынки в воскресенье закрывались, прекращалась работа государственных учреждений (исключение составляли только операции по освобождению рабов). Правда, не было ограничений на земледельческий труд, что и понятно: свободные римляне на полях в поместьях не трудились.

Провозглашение воскресенья днем отдыха напрямую связано с введением христианства как основной религии.

Христиане, обосновывая перенос своего праздника на воскресенье, указывают, что и Христос неоднократно нарушал субботу "И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мк 2:23-27). Господь исцелял в субботу (Иоан. 5:18, Лук. 6:7-8), не запретил своим ученикам срывать, растирать и есть в субботу колосья (Лук. 6:1-2), а одному исцеленному даже приказал нести свою постель (Иоан. 5:10-16).

Для чего вообще нужно было устанавливать такие праздники? - для того, чтобы люди, чрезмерно увлекающиеся житейским, хоть на один день вспомнили о Боге, отвлеклись от "служения плоти" для служения Богу. Поэтому и сказано в Ветхом Завете: "...а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших" (Лев 23:3). Т.е. цель и смысл праздника в Ветхом Завете - служение Богу. Эта же цель и этот смысл отражены в Новом Завете: служение Господу как непрестанное благодарение за Спасение, совершившееся через распятие и воскресение Господа Иисуса Христа.

Воскресенье праздновали по образцу ветхозаветной субботы.

Ну и, соответственно, у христиан не может быть для такого служения иного праздничного дня, кроме воскресенья.

Не сказать, что римлянам традиция выходного дня в воскресенье не понравилась. Эдикт Константина 321 года жители империи соблюдали с удовольствием. Ведь в какой-то мере эдикт Константина наложился еще на одну традицию - традицию введенного императором Аврелианом в 274 году солнечного культа (бытовал вплоть до запрета поклонения старым богам 391 году императором Феодосием I). Воскресенье в римском календаре - Solis dies, день Солнца, а еще не забываем, что 25 декабря, в первый день после зимнего солнцестояния, римляне праздновали Natalis Solis Invicti - День рождения непобедимого Солнца. Немецкий филолог Узенер писал о том, что Natalis Solis Invicti был одним из языческих праздников, который и христиане в IV веке продолжали отмечать.

Языческие корни ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

А церковь... церковь была вынуждена как-то приспособить языческие праздники, дать им христианскую реинтерпретацию (как не вспомнить тут нашу Масленицу!) (Das Weihnachtsfest / Рождество, 1889 г.).

...Эх, Масленица! <видео>

Развивая тему дальше, Узенер пришел к идее т.наз. синкретического солнечного монотеизма римской религии накануне окончательного принятия христианства (Sol Invictus, 1905 г.). А еще рань идею о том, что Рождество Христово может восходить к языческому празднику Natalis Solis Invicti 25 декабря, высказал живший в самом конце XVII-XVIII вв. теолог (также немецкий) Пауль-Эрнст Яблонский.

Штампованный серебряный диск с изображением Sol Invictus. Рим, III век. Британский Музей
Штампованный серебряный диск с изображением Sol Invictus. Рим, III век. Британский Музей

Зачем введение выходного дня нужно было Константину? О чем не все знают - укрепляя христианство и разрушая языческие храмы, император Константин I долгое время... оставался язычником! Крещение он принял буквально перед смертью, да и то с уклоном в арианство.

На то есть разные мнения, начиная от влияния семьи - его мать, Елена, была христианкой, а отец, Констанций I Хлор, отличался терпимостью к христианам; и заканчивая рассказом греческого богослова Евсевия Кесарийского о том, как во время войны с Максенцием Константину во сне явился Христос и повелел начертать на щитах и знаменах своего войска греческие буквы ΧΡ; на следующий же день Константин увидел в небе крест и услышал голос: ἐν τούτῳ νίκα, который мы знаем в старославянском переводе Сим победиши!. Отсюда латинское крылатое выражение: In hoc signo vinces! - Этим знаком победишь! - то есть крестом.

Статуя святой Елены в Капитолийских музеях.
Статуя святой Елены в Капитолийских музеях.

Укрепляя христианство и разрушая языческие храмы, император Константин I долгое время оставался язычником! Крещение он принял только перед смертью.

Рассказывают и не очень красивую историю о том, как император Константин... убил свою жену <Фаусту> и сына от прежнего брака, т.к. заподозрил их... в любовной (!) связи. А потом Константин долго боялся мести языческих богов. Жрецы утверждали, что такое преступление искупить нельзя. И тут кто-то ему сказал, что христианский Бог прощает даже и более тяжкие грехи. - такую причину принятия Константином христианства в качестве государственной религии Римской империи (и введению 7 марта 321 года в качестве выходного дня воскресенья, добавим мы) приводит византийский историк V века Зосима.

К слову, воскресение в современный русский язык пришло из ст.-слав. въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ через церковнославянский язык. В германских языках закрепилось латинское значение солнечный день: англ. Sunday, нем. Sonntag, дат. Søndag. Интересно, что в романских языках воскресенье - это день Господа: итал. domenica, исп. domingo.

Бернхард Плохорст. "Победа над смертью" ("Воскресение Христово"). Картина 1907 г.
Бернхард Плохорст. "Победа над смертью" ("Воскресение Христово"). Картина 1907 г.

Воскресение Христово - центральное событие Евангелия, давшее название седьмому дню недели на русском языке.

Вот так к нам пришло воскресенье. Это день, когда верующим полагается посещать церковь. В СССР в целях борьбы с религией вводилась т.наз. "пятидневка" (1929 год), ввиду ее совершеннейшей неэффективности - "шестидневка" (1931 год) : 5 дней работай либо учись, на 6-й день гуляй. Выходных получалось меньше, во-первых, а во-вторых, народ в церковь по воскресеньям и религиозным праздникам не попадал. Однако же в 1940-м году воскресенья и 7-дневную неделю большевики народу вернули (зачем и почему - это уже другая история).

СССР - страна, придуманная Гайдаром?

Табель-календарь 5-дневной рабочей недели в СССР. Назывался "Непрерывка".
Табель-календарь 5-дневной рабочей недели в СССР. Назывался "Непрерывка".

Добавим, воскресенье не празднуется в исламских странах (да то далеко не во всех) и в Израиле, где оно является обычным рабочим днем.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в Дзене и читайте другие статьи, смотрите видео:

Почему в христианской Руси языческой богине Мокоши молились

Религия - опиум народа или все-таки опиум ДЛЯ народа? Как правильно?

...А ты Бога видел? Что ответил Гагарин

МАСЛЕНИЦА в старину и сегодня <текст>

Какой праздник в СССР заменил МАСЛЕНИЦУ?

Принятие православия - перекресток в российской истории? Ваше МНЕНИЕ?

Культура ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА <статья с видео>

Бог убивает Змея: Тор и Ёрмургнад

ТЕСТ: ВЫ ЗНАЕТЕ СКАНДИНАВСКИЕ МИФЫ? Проверьте себя! От Тора до Толкина и "Игры престолов"!

Разделение церквей: как православие отделилось от католицизма