Патриарх Гундяев высказался против раскопок в Кремле.
Я его понимаю, слишком подозрительный символ получится: в сердце России появится раскоп. Это - непорядок, какая-то дырка в монолитном пространстве, откуда поступают сигналы во все концы нашей необъятной Родины. Мы же слышим постоянный стук этого сердца, а тут случатся перебои!
Наука, оно, конечно, дело нужное, но должны же быть пределы любопытству учёных? Так можно до чёрт знает чего докопаться! Лучше не трогать!
Вот например стали копаться в архивах по поводу преступлений НКВД в сталинские годы. И началось, народ страх почти потерял, отправил СССР на свалку, хотите как в 90е?
Потом пришлось исправлять, а особо интересующихся выводить за рамки!
Некоторые даже в современных реалиях ищут что-то, а потом выясняются нелицеприятные подробности и начинается разрушение скреп! Впрочем, тут можно не волноваться: Контора Глубокого Бурения своё дело знает и не допустит!
Чудов монастырь, снесённый в 1934 году под строительство казённых строений, простоял почти шесть веков и был бы сегодня практически самым древним памятником культуры Москвы. ( Этот вопрос требует значительных уточнений в результате тотальных сносов храмов и гражданских построек в ту замечательную эпоху.)
Здесь, помимо прочего^ крестили "наше всё" Петра Первого а также надежду русской либеральной мысли - Александра II, да и много всякого разного интересного происходило.
Место архиважное и наверняка богатое на так любимые историками и археологами свидетельства материальной культуры, способное украсить находками музейную экспозицию.
Можно даже позволить себе представить воссоздание утраченного, всё-таки П.А.Барановский здесь изрядно потрудился, материал имеется. Казанскую церковь недалеко восстановили на месте общественного туалета, да и Храм Христа спасителя кого-то радует, сам Патриарх и Президент не чураются!
Мог бы и товарищ Гундяев посодействовать восстановлению древнего монастыря, тесно связанного с историей и именами столпов русской православной церкви, но как мы видим, у него иные заботы.
Не подумайте случайно и второпях, что товарищ Гундяев против науки. Он просто выражает определённое беспокойство и сожаление, что хозяйственная и научная деятельность на территории Кремля может нарушить сложившееся благолепие. Сначала копают, а потом станут беспрепятственно народ пускать!
Я неплохо помню время, когда приходил сюда заниматься с учебниками из Университета. Сядешь на скамеечку, тихо, безлюдно, никто от занятий не отвлекает. Пивка даже можно было попить не особо афишируя.
Впрочем, надо понимать, что Кремль - это не проходной двор, а режимное учреждение, хотя до переезда сюда большевиков в 1918 году вместе со своим вождём, спасающихся от генерала Н.Н.Юденича, именно таковым по сути и был.
Большевики привезли сюда свой новый порядок и кучу охраны.
В этой связи я часто вспоминаю, как выдающегося московского архитектора реставратора Владимира Яковлевича Либсона не пустили в БКД на собственное награждение заслуженным орденом. Он заявился в святая святых в мятом пиджаке без галстука и в кедах! Если бы я не знал его лично, никогда бы не поверил!
Но, увы, времена свободного посещения сердца России канули в лету вместе с доступностью наследия, которое показывают по записи в определённые дни, чтобы не мешать напряжённой работе начальства. Имеется в виду не только Кремль, но и многочисленные бывшие частные особняки, переданные разным структурам, влючая посольства иностранных государств. Им - нужнее!
А новый инженерный корпус нужнее Чудова монастыря!