Христианство — это религия даяния. Она началась с дара от Бога: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В дар от Бога мы получили спасение (Еф. 2:8, 9; Рим. 6:23). Мы, христиане, тоже должны быть даятелями; Иисус сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Как даятели, мы должны помогать друг другу — нашим соседям, друзьям, бедным. Но прежде всего нам нужно давать Богу.
Божий народ всегда давал Ему. Авраам отдал десятую долю добытого в сражении Мелхиседеку, священнику Бога (Быт. 14:18, 20; см. Евр. 7:4). Во времена закона Моисея израильтянам вменялось в обязанность платить десятину. Вдобавок, они должны были приносить добровольные дары и совершать жертвы. Например, они принесли щедрые добровольные пожертвования на строительство скинии (Исх. 35:29; 36:4-7). Когда Божий народ не давал, сколько от них ожидалось, Божьи пророки укоряли их за это (Мал. 3:8, 9). Когда родился Иисус, мудрецы принесли Ему дорогие дары (Мф. 2:11). Иисус и Его ученики восхищались щедрыми дарами некоторых во время Его служения (Ин. 12:1-8). Ранняя церковь славилась своими щедрыми пожертвованиями (Деян. 4:34, 35; 2 Кор. 8:1-5). Поэтому людям, живущим по-христиански, следует не просто получать от Бога благословения, но также и давать Богу.
Как мы должны давать Богу? Библия во многих местах излагает принципы, которыми мы должны руководствоваться в своих пожертвованиях; но в 1 Кор. 16:1, 2 мы находим образец даяния Господу и Его церкви. Давайте посмотрим на этот отрывок как на «Божий идеальный образец даяния». Павел пишет:
«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду».
Бог дал образец, которого мы должны придерживаться, когда даем Ему и финансируем деятельность церкви. Давайте вкратце разберемся, чем этот образец является и чем не является.
Божий идеальный образец финансирования деятельности церкви — это не организация турниров по игре в лото или церковных благотворительных базаров, не выпрашивание денег у коммерсантов и не участие в бизнесе. Откуда нам это известно? Когда в новозаветной церкви возникали нужды, они покрывались за счет добровольных пожертвований членов церкви.
Божий идеальный образец финансирования деятельности церкви — это когда члены церкви удовлетворяют нужды своими пожертвованиями. Руководители церкви должны побуждать членов думать о сберегании средств и помощи другим. А затем эти побуждения они должны направлять на самые правильные действия, объясняя членам, что давать нужно правильно. Побудительные мотивы очень важны, но не менее важны и правильные действия. Правильным должен быть не только дух, но и поступки. Как давать правильно? В 1 Кор. 16:1, 2 содержится образец даяния, которому Бог хочет, чтобы мы следовали сегодня.
ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
Свое рассуждение о даянии Павел начинает так: «При сборе же для святых…» (16:1). Эта фраза отвечает на вопрос «Зачем давать?»
Коринфяне давали не для того, чтобы благословиться материально. Этот отрывок — как и никакой другой библейский отрывок — не обещает, что каждому возвратится столько же, сколько он даст. Почему же тогда коринфяне должны были давать? Потому что бедные святые в Иерусалиме нуждались в помощи.
Почему сегодня христиане должны давать? (1) Потому что Бог дал нам, и у нас должно быть желание давать Ему в ответ (2 Кор. 8:9; 9:15). Если мы любим Его, то будем с радостью давать, чтобы Он был прославлен. (2) Потому что, как в случае с Коринфом, Бог хочет, чтобы мы давали. Он велел нам жертвовать, и мы хотим подчиняться Ему. А если Бог хочет, чтобы мы жертвовали, это говорит о том, что, жертвуя, мы поступаем правильно. (3) Потому что у церкви есть нужды. Христиане могут давать на все то, чем церковь может законно заниматься. Наши пожертвования позволяют церкви надлежащим образом поклоняться Богу, назидать членов, помогать нуждающимся и распространять евангелие у себя в стране и за ее пределами. Жертвуя в Господний день, мы не просто пополняем бюджет. Мы жертвуем, чтобы иметь возможность вместе поклоняться Богу, помогать несчастным и благовествовать!
ИДЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Павел говорит, что коринфяне должны были давать «в первый день недели» Этими словами Павел отвечает на вопрос «Когда давать?»
Почему мы должны давать в первый день недели? Очевидно, этот день был выбран потому, что христиане собирались именно в этот — Господний — день, чтобы причаститься Господней вечери (Деян. 20:7; см. Отк. 1:10). Главная идея — регулярность. Христиане должны жертвовать каждую неделю, а не от случая к случаю или только когда делаются какие-то особые сборы.
Для христиан еженедельные пожертвования — наилучший график, потому что он гарантирует, что у церкви будут деньги на оплату регулярных счетов. В то же время, когда человек дает каждую неделю, это помогает ему не быть скупым. Мы менее склонны считать деньги своими, если сначала регулярно отдаем их часть. Также, щедро жертвовать легче, если мы делаем это регулярно.
Кто к пожертвованию подходит сознательно, тот будет давать своей общине, даже когда он находится далеко от нее. Ведь когда мы уезжаем из дома, то все равно должны оплачивать коммунальные услуги. Необходимо принять на себя аналогичное обязательство давать церкви, даже когда мы куда-нибудь уезжаем, — либо оставить деньги перед отъездом, либо пожертвовать больше по приезде. Поскольку работа и расходы церкви остаются прежними, даже когда нас нет, и поскольку мы являемся частью общины, то мы должны помогать восполнять эти расходы все время — даже когда нам необходимо куда-то отлучиться.
ИДЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Павел говорит: «…каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает». Так он отвечает на вопрос «Кто должен давать?»
Все распорядители. Все должны подчиняться. Все должны прежде искать царства (Мф. 6:33). Каждый член тела вносит свою лепту на благо тела. Требование давать относится ко всем, кто получил какой-то доход: к богатым и бедным, к семейным и одиноким, к мужчинам и женщинам, к молодым и старым, не только к родителям, но и к их детям христианам.
Можно ли быть настолько бедным, чтобы не из чего было жертвовать? Если кто в предыдущую неделю ничего не заработал, то от него и не требуется ничего давать. В остальных случаях человек не может быть настолько беден, чтобы вообще не иметь возможности что-то положить — как продемонстрировали бедная вдова (Мк. 12:41-44) и бедные македоняне (2 Кор. 8:1-5). Это относится ко всем бедным людям во всех уголках мира. Всякий христианин, имеющий доход, должен давать Богу.
ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО
Далее Павел пишет: «пусть отлагает у себя и сберегает». Это повеление требовало от христиан откладывать свои деньги, чтобы положить их в общецерковную кассу. Это отвечает на вопрос «Куда мы должны давать?», так как указывает, что давать мы должны церкви.
Некоторые не согласны с таким выводом. Они считают, что Павел просто говорит, что каждый член должен копить свои деньги, чтобы сложить их вместе, когда придет Павел. Если данное повеление просто требовало, чтобы каждый откладывал часть своих денег и хранил их дома, то в таком случае зачем Павлу было называть определенный день?
Мы обязаны давать церкви, чтобы она могла выполнять свою работу, которую ей поручил Бог: спасать погибших, следить за тем, чтобы они не потеряли свое спасение, и помогать нуждающимся. Когда мы жертвуем церкви в первый день недели, мы жертвуем Господу. Мы ставим церковь, Божье царство, на первое место.
Это требование не запрещает нам давать и в другое время для других целей, но оно означает, что пожертвования в Господний день — богоугодный способ финансирования церкви. Христиане могут давать и в другие дни, однако давать церкви в первый день недели — наша главная обязанность. Христос и Его церковь неразделимы, и потому давать церкви — значит давать Христу.
ИДЕАЛЬНАЯ ПРОПОРЦИЯ
Христианин должен давать, «сколько позволит ему состояние» («в зависимости от заработанного»; Российское Библейское Общество). Этим уточнением Павел отвечает на вопрос «Сколько мы должны давать?».
Это требование предполагает, что мы должны давать соответственно своему доходу за предыдущую неделю, а не из того, что у нас осталось, или как если бы у нас ничего не было. Мы нуждаемся в этой вести. Если о материальном положении наших членов церкви судить по нашей одежде, то можно подумать, что все мы состоятельные люди. А какой можно сделать вывод на основании сборов пожертвований? Что большинство из нас нуждающиеся? Наши пожертвования должны отражать наши доходы.
Слова Павла также предполагают, что мы должны давать пропорционально, но не в том смысле, что мы должны давать, как назначила нам церковь, или в соответствии с тем, какой процент установлен законом. Мы не живем под Ветхим Заветом; мы не подчиняемся закону, который требует уплаты десятины, или 10 процентов. И все же мы должны серьезно продумать, какую долю, или какой процент, своего дохода мы будем давать. Лейтон пишет:
«Новый закон основывается не на каком-то определенном проценте, установленном для нас законом, а на определенном проценте, установленном нами самими и вычисленном по закону любви.
Нам оказана честь самим решить, сколько давать. Подумайте об ответственности! Подумайте о том, какое доверие нам оказывает Бог! Так давайте же следить за тем, чтобы эта свобода не стала прикрытием скупости» (1 Пет. 2:16).
Хотя Библия конкретно не указывает, какой процент своего дохода христианин должен давать, мы должны серьезно подумать о том, что мы получили от Бога, чего Бог ожидает от нас и что мы можем сделать. И потом так же серьезно мы должны взять на себя обязательство относительно того, сколько мы планируем давать Ему.
Христианин не должен «обкрадывать Бога». Это может происходить по-разному. (1) Мы нарушаем принцип пропорционального даяния, если жертвуем церкви в соответствии с прошлогодней зарплатой. Мы должны давать, основываясь на текущем доходе. (2) Когда мы не даем по причине отсутствия на богослужениях, мы тем самым жульничаем, не уделяя Богу то, что положено. Нельзя извлекать выгоду за Его счет. (3) Когда в семье работают два человека, то у нее больше дохода, и свои пожертвования им следует увеличить. (4) Наши пожертвования могут не соответствовать нашим возможностям. Нельзя уделять церкви 1% от дохода, когда мы вполне способны давать 20%. Во многих церквах десятая часть членов дает 90% всех пожертвований, и это могут быть не самые богатые люди в общине. Установлено, что среднестатистический христианин дает 4% от своего дохода. Разве этого достаточно? Как видим, можно давать регулярно и пропорционально, но слишком мало.
«Однажды юноша спросил отца: “Можешь дать мне немного денег?” “Да, — ответил тот. — Насколько немного тебе дать?”» Вот так и мы иногда даем Господу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Христианство — это религия даяния. В этом отношении религия нашего Господа вступает в противоречие с современными ценностями. Для большинства людей главная цель — это получить, приобрести. Некоторые религиозные группы утверждают, что если мы будем давать щедро, то Бог благословит нас материально. Хотя в Библии нет такого обещания, мы действительно можем преуспеть, если будем жертвовать так, как велел Бог.
Давая, не нужно ожидать получить что-то взамен. Мы должны давать, чтобы проявить послушание Богу, выказать Ему благодарность и сделать доброе дело. Все, что мы получаем в результате своего пожертвования, должно быть неожиданным благословением. Давать мы должны без всякой мысли о награде, кроме той, которую мы получим за то, что повиновались Богу.
Люди, желающие стать частью общины, спрашивают: «Что эта церковь может сделать для меня? Что я с этого буду иметь?» Однако Иисус ищет тех, кто дает: людей, которые хотят знать, что они могут дать, которые ищут церковь, предоставляющую им возможность давать Господу и помогать другим, которые понимают, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). А вы принадлежите к числу таких людей? Если да, то вам будет нетрудно давать так, как велел Господь в 1 Кор. 16:1, 2.
Но если вы не из таких людей — если вы больше «получатель», чем «даятель», — то вглядитесь в свое сердце и попытайтесь изменить свою систему ценностей. Ваша цель, цель христианина, — все больше походить на Бога, который отдал Своего Сына, и на Христа, который отдал Свою жизнь за вас.