В Казанском Кремле прошло первое установочное заседание Совета по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики в Татарстане. Главной своей задачей Совет ставит разработку и внедрение новых практик по обеспечению соблюдения законодательства и деловой этики в регионе.
Совет был организован в результате взаимодействия Татарстанского Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» и «СИБУРа». Соглашение о сотрудничестве они подписали 1 февраля 2023 года. «Сибур» стал компетенционным партнером при создании Совета по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики в республике.
- Хотелось бы, чтобы это был рабочий механизм для обмена практиками, для обмена опытом и улучшения атмосферы в бизнесе и обществе, популяризации лучших практик. Решение о создании было принято благодаря активному внедрению комплаенс-систем в новом регионе присутствия группы «СИБУР», – сказала старший комплаенс-менеджер ООО «СИБУР»
Участники Совета планируют объединить усилия для разработки программ по поддержке внедрения механизмов предупреждения коррупции, как в государственном, так и в частном секторе экономики, а также по внесению предложений в части совершенствования антикоррупционного законодательства. Совет объединяет представителей государственного сектора, бизнеса и научного сообщества в целях обеспечения эффективной обратной связи между всеми участниками экономических отношений в области экономической этики и комплаенса. На заседании участвовали представители аппарата раиса республики Татарстан по направлению антикоррупционной политики, представители министерства юстиции, молодежной политики, лучшие вузы республики – КФУ, КНИТУ, ТИСБИ, флагманы отечественной нефтехимии, машиностроения и энергопроизводства.
Киселева поделилась опытом внедрения комплаенс-систем на «СИБУРе». По ее словам, комплаенс-система – это живой организм, который необходимо адаптировать под новые регионы присутствия и новых сотрудников и контрагентов. Система основана на шести главных принципах: сплоченная команда, взаимное уважение, каждый день становиться лучше, умный результат, партнерство и безопасность без компромиссов. Кроме того, комплаенс неразрывно связан с этикой.
– Комплаенс является фундаментом ведения бизнеса. Миссия нашего направления – формирование в компании нетерпимости к нарушениям. Каждое нарушение, которое происходит внутри организации, мы рассматриваем, принимаем решения. Ни одно нарушение не оставляем незамеченным. Если это этическое нарушение, мы разговариваем с сотрудниками, если ситуация не разрешается беседой и сотрудник не согласен с тем, что он ведет себя неэтично, такие ситуации мы выносим на комиссию по этике и дисциплине, – рассказала Киселева.
Эксперт подчеркнула, что многие компании, которые заявляют, что соблюдают требования статьи 13.3 №273-ФЗ («Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции»), соблюдают их только на бумаге. Мало просто создать документ, внедрить его и положить на полку – активное участие в этом внедрении должны принимать ответственные лица, которые занимаются обучением сотрудников и контрагентов.
– В 2014 году мы проводили обучение, внедрили процесс декларирования конфликтов интересов, проанализировали все родственные связи в организации, убедились, что у нас нет ни одного работника, который работает в подчинении своего близкого родственника, – добавила спикер.
В компании также работает горячая линия для приема жалоб, куда сотрудники могут анонимно сообщить о нарушениях.
Эксперт обратила внимание на оценку рисков. Комплаенс-система – это не только меры противодействия коррупции. В «СИБУРе» комплаенс включает 12 направлений: этический комплаенс, комплаенс закупочной деятельности, комплаенс продаж, взаимодействия с сотрудниками, автоматизации, создания корпоративной культуры, внутреннего и внешнего аудита и обмен опытом.
Сопредседатель АНО «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» пояснила, почему Центр общественных процедур принял инициативу «СИБУРа» и как это соотносится по взаимодействию с малым и средним бизнесом. Центр и Торгово-промышленная палата республики получили поручение раиса Татарстана о создании организации, которая будет заниматься обучением и правовым просвещением как среди крупных компаний, так и среднего и малого бизнеса.
– Более пяти лет татарстанский Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» является эффективной площадкой для публичного обсуждения случаев незаконного уголовного преследования бизнеса и давления на предпринимателей со стороны органов власти. Поэтому для нас важен наработанный опыт антикоррупционной деятельности таких крупных компаний, как «СИБУР». Обмен таким опытом будет полезен не только для крупного бизнеса, но и для средних и малых предприятий республики, станет значимым шагом к развитию комплаенс-системы в Татарстане, – говорит Сергеева.
На совещании утвердили план обучающих мероприятий на год. В их числе - проведение комплаенс-сессий, комплаенс-форума, приуроченного ко Дню сотрудника по соблюдению нормативных и регуляторных требований (День комплаенс-офицера), участие в мероприятиях, посвященных Международному дню борьбы с коррупцией, проведение обучающих форумов, семинаров и конкурсов антикоррупционной направленности.
Заведующий орготделом Управления раиса РТ по вопросам антикоррупционной политики заметил, что без осознания бизнесом того, что комплаенс-систему необходимо внедрять не из-за того, что это навязывают, а из-за того, что это необходимо для развития самого бизнеса, результат будет отрицательным.
Он предупредил, что любое предприятие будет сталкиваться с несколькими проблемами, связанными с внедрением комплаенс-систем. Во-первых, это принятие локальных актов. Во-вторых, подготовка ответственного лица. В-третьих – отсутствие поддержки руководства. И даже если все эти проблемы удастся преодолеть, возникает следующий этап сложностей.
– Приведу пример, который, что называется, «на руках». Производственное предприятие, которое имеет доступ к бюджетным средствам, заключает договор с более мелкими предприятиями, оно, в свою очередь, заключает договор с еще более мелким предприятием, которое сдает в собственность помещения или автомобили. А эти помещения и автомобили, если уж говорить напрямую, принадлежат сыну, жене, брату главного человека. Круг замыкается, бюджетные средства возвращаются в конечном итоге начальству. Такие схемы достаточно часто используются. Внедрение всех этапов комплаенса на предприятиях, на наш взгляд, будет способствовать тому, что эта система будет приносить пользу, – рассуждал Панкратов.
Член Совета, начальник правового управления КНИТУ заметил, что комплаенс уже давно перестал быть просто формальным иностранным словом.
– Комплаенс является обязательным условием для эффективной работы и развития любой компании, которая работает не только на территории республики Татарстан, но и по всей территории России, – сказал спикер.
Уполномоченный при раисе РТ по защите прав предпринимателей добавил, что антикоррупционный комплаенс не должен сводиться к утверждению деклараций или формальных стандартов.
– Нужны конкретные совместные усилия на протяжении долгого времени со стороны бизнеса, общества и органов власти. Радует, что прошедшее сегодня установочное заседание Совета по развитию антикоррупционного комплаенса в республике Татарстан показало деловой настрой его участников на содержательную работу. Мы со своей стороны готовы активно сотрудничать с новой общественной организацией по защите прав и законных интересов предпринимателей республик, – подытожил бизнес-омбудсмен.