Найти тему
ВОЕНВЕД

О боевых котах-связных на фронте

В феврале 2013 года на волгоградском портале "Городские вести" появилась статья Инги Ивановой о кошке-связном Мурке в Сталинграде, которая передавала от разведчиков в штаб сотни депеш с ценной разведывательной информацией.

В статье указано, что кошачий подвиг был высоко оценен английской газетой "Таймс". Якобы британское издание писало о кошке "Она достойно показала себя защитником города Сталинграда и невозможно так высоко оценить ее героические действия". Стало интересно, имелся ли такой случай на самом деле.

Никакой информации по этому поводу мы не нашли. Скорее всего, на просторах Интернета какой-нибудь шутник запостил свою придумку и этот непроверенный фейк растиражировался.

Но известно фото военкора Якова Рюмкина. Трое советских бойцов из 13 гв. стрелковой дивизии гладят какого-то кота в развалинах Сталинграда.

Сам автор снимка вспоминал:

"В те дни Сталинград стал мёртвым городом – даже птицы не летали и вдруг – кошка! Живая, Бог знает, как уцелевшая. Среди руин и печных труб она казалась чудом. Пушистый комочек словно хранил тепло родного очага. Солдатские руки, много месяцев не выпускавшие винтовку, бережно потянулись к ней, к этому символу жизни. Такой далёкой и почти забытой. Чуть ли не до драки спорили – у кого будет жить кошка. Её отвоевали бойцы полка Долгова (13 гв. стрелковая дивизия)"

Есть еще одно хроникальное фото с котом времен Сталинградской битвы. Автор неизвестен, но фото датировано январем 1943 года и озаглавлено:

"Боец засылает кота с листовкой солдатам и офицерам окруженной немецкой группировки под Сталинградом."

-2

На шее кота действительно прикреплена бумажная записка. Если это пропагандистская листовка, то скорее всего она имела вот такой вид (листовка Главного политического управления РККА с обращением к немецким солдатам):

-3

Так как кошки в сражающимся Сталинграде обладали немалой ценностью, как свидетельствовал военкор Рюмкин, то есть надежда, что после снимка кота с запиской — хвостатого питомца никуда не послали. Иначе немцы могли его просто съесть. В январе 1943 года с питанием у них уже было неважно. Кроме того, кот вообще мог отклониться от заданного маршрута, завалиться спать в какую-нибудь щель и мышковать до победного мая 1945 года.

То есть, сама идея использовать котов в качестве связных была довольно сомнительной, по причине плохой обучаемости кошек проходить заданную трассировку. Едва ли среди сотрудников Главпура РККА имелся свой рядовой Куклачёв.

Интерес к этой фотографии проявили и ученые. Так, доктор биологических наук Дмитрий Анатольевич Жуков в журнале "Химия и жизнь", № 11, 2015г. опубликовал статью "Похвала стрессу", в которой упомянул это фото:

"Животное спокойно сидит на бруствере окопа, среди разрушенных зданий. Между тем боевые действия — один из самых сильных стрессов для человека. А в Сталинграде шли постоянные бои. Кот непрерывно подвергался действию сильных звуковых, зрительных и, возможно, болевых раздражений.
Однако, взглянув на его позу, можно с уверенностью сказать, что это животное не испытывало стресса. У человека, непрерывно пребывающего в условиях боевых действий более шести месяцев, вследствие хронического стресса психические изменения становятся необратимыми. Отсутствие же страха, подавленности у этого кота позволяют предположить, что объективно неблагоприятные условия к стрессу не привели, поскольку сделались привычными для него.
Он воспринимал выстрелы и разрывы как неотъемлемые элементы среды существования, потому что не знал другой жизни — возможно, он и родился в зоне боевых действий. Стресс у этого кота возник бы, если бы его поместили в объективно благоприятные, но непривычные условия, например в мирную деревню".