225 миллионов лет назад появились первые млекопитающие. Они были похожи на мелких крысок (хотя были устроены проще утконоса) и бегали под ногами у динозавров, но они умели сохранять температуру тела, и за ними было будущее.
Только у млекопитающих появилась новая кора головного мозга. Только 160 миллионов лет назад плацентарные млекопитающие стали рожать развитых детёнышей. Живорождение появлялось среди животных множество раз, в том числе у двустворчатых молюсков, акул, рыбок-гуппи, ящериц и разных других. Но у млекопитающих эта способность стала значить больше, так как сочетается с выкармливанием потомства, теплокровностью, хорошим развитием мозга, длинной жизнью, социальностью, что — вместе взятое — дало возможность развития разума.
Свиньи — всеядные, сравнительно примитивные и неспециализированные копытные. Кабаны могут даже охотиться на косуль. Поэтому они умнее многих копытных родственников. Но четвероногость и копыта не дают возможности орудийной деятельности, так что надежда стать разумными у свиней весьма призрачная.
Все детёныши животных похожи пропорциями головы, поэтому мы, зная или не зная, как выглядит взрослое животное, понимаем, что перед нами малыш.
Не всякий образ жизни позволяет стать разумным. Мелкие зверьки, вроде бурозубок, чтобы не остыть, должны постоянно есть – иногда в несколько раз больше своего веса. Травоядные животные тоже должны непрестанно жевать, ведь в траве очень мало калорий. Когда вся жизнь уходит на еду — не до интеллекта!
Енотовые, в том числе носухи — главные кандидаты после приматов на развитие разума. Они имеют чуткие ловкие пальцы, общительны, сообразительны, древесны и всеядны. Настораживает только то, что, появившись почти три десятка миллионов лет назад, они так и не стали существенно разумнее. Видимо, енотовые никогда не попадали в условия, которые бы стимулировали их интеллектуальное развитие.
Сумчатые
Сумчатые млекопитающие так и не смогли развить полноценную плаценту. Они рожают фактически эмбрион, который способен только забраться в сумку и присосаться к соску. Выживаемость такого потомства очень невелика, отчего в Евразии и Африке сумчатые проиграли конкуренцию животным с плацентой. Впрочем, в Австралии и обеих Америках в отсутствие крупных хищников судьба сумчатых была не столь плачевной.
Валлаби — маленький кенгуру, образцовое австралийское сумчатое животное. Отсутствие плаценты, несовершенство механизмов развития и развития интеллекта они компенсируют подвижностью и плодовитостью.